Судебная система
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы. Существуют организационно обособленные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.
Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией США и федеральным законодательством.
Судам каждого штата подсудны дела, отнесенные к их компетенции конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не связаны с федеральными судами.
Федеральную судебную систему образуют четыре группы судов:
– окружные суды США;
– специальные суды первой инстанции;
– специальные апелляционные суды;
– апелляционные суды.
Окружные суды США – федеральные суды общей юрисдикции, рассматривающие все дела, основанные на федеральном законодательстве. Каждый окружной суд США действует в пределах федерального судебного округа.
Специальные суды первой инстанции – претензионный суд США, который рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США; суд США по делам внешней торговли; налоговый суд США.
Специальные апелляционные суды – это апелляционный суд США по федеральному округу и временный чрезвычайный апелляционный суд.
Апелляционные суды – суды, принимающие жалобы по делам, рассмотренным в окружных судах, налоговом суде США, а также жалобы на решения федеральных административных ведомств.
Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США, который в качестве суда первой инстанции рассматривает дела послов и иных официальных представителей иностранных государств, а также споры, в которых стороной выступает штат.
Верховный суд формируется президентом "по совету и с согласия" сената. Численность Верховного суда составляет девять человек. Численность других федеральных судов устанавливается конгрессом. Члены федеральных судов назначаются президентом по согласованию с сенатом. Смещение федерального судьи с его должности возможно только в порядке импичмента.
Юрисдикция всех федеральных судов распространяется на дела, основанные лишь на актах конгресса.
В каждом штате, где в пределах его границ могут учреждаться судебные органы, имеются три группы судов:
– ограниченные специальной юрисдикцией;
– общей юрисдикцией;
– апелляционной юрисдикцией.
Низшее звено судебной системы штата – местные суды, ограниченные специальной юрисдикцией (мировые, полицейские, муниципальные). Они рассматривают гражданские дела по незначительным исковым требованиям и простые уголовные дела. Их решения могут обжаловаться в суде общей юрисдикции.
Суды специальной юрисдикции рассматривают дела несовершеннолетних, о семейных отношениях, завещаниях, нарушениях безопасности движения. Местные суды общей юрисдикции (окружные) рассматривают дела по существу. Иногда в штатах существуют апелляционные суды.
В большинстве штатов должность судьи выборная. Судьи избираются населением.
Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
Уровень развития американского общества сделал необходимым отказ от принципа "невмешательства" и переход к государственному регулированию экономических и социальных отношений. Прежде всего это выразилось в принятии административного законодательства. В 1903 г. было создано Министерство торговли и труда, наделенное полномочиями по регулированию межштатной торговли и реализации антитрестовского законодательства. В 1913 г. это министерство было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство торговли и Министерство труда.
В 1913 г. для контроля за банковской деятельностью была создана Федеральная резервная система, которая контролировала выпуск денежных знаков, устанавливала банковский процент по кредитам, выполняла функции налогового органа.
В 1914 г. появился закон Клейтона, уточнивший и дополнивший закон Шермана 1890 г., а также запретивший применение антимонопольного законодательства к профсоюзам. В этом же году для контроля за соблюдением законов Шермана и Клейтона была создана Федеральная торговая комиссия.
После вступления США в Первую мировую войну влияние государства на экономику усилилось. В 1917 г. закон о контроле над производством, сырьем и топливом предоставил президенту США широкие права для снабжения армии и флота. Для координации снабжения было создано Военно-промышленное управление, для регулирования социальных отношений – Военно-трудовое управление.
"Великая депрессия" и Вторая мировая война еще больше усилили государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь страны.