Субрегиональные организации Латинской Америки
Андское Сообщество Наций (АСН) представляет собой субрегиональную организацию Латинской Америки. Объединяющее изначально пять государств, оно в настоящее время состоит из четырех стран после ухода Венесуэлы в 2011 г. Это Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
АСН, как все международные, региональные и субрегиональные организации, имеет свои специфические исторические предпосылки, цели, структуру и деятельность.
Специфика АСН заключается в том, что народ тех государств, которые сейчас входят в состав Сообщества, в прошлом был един, имел общую историю.
Следует отметить, что "Анд" происходит от словосочетания "Кордильеры Анд", которые представляют собой массивные горы на берегах Тихого океана, протянувшиеся от Венесуэлы на севере до Аргентины через Колумбию, Эквадор, Перу, Боливию и Чили.
Созданное в 1969 г. Пактом Картахены того же года на основе исторического наследия древнего народа данного региона "Анти" (в переводе – горные жители), АСН представляет собой субрегиональную организацию, целью которой является экономическое и социальное развитие государств-членов (ст. 1).
Эта цель главного учредительного договора, которым является Пакт Картахены, определяет механизм работы организации. Данный механизм позже был пересмотрен Протоколом Трухло (далее – Протокол).
В соответствии с Протоколом главными органами АНС являются:
– Совет глав государств и правительств. Это главный орган АСН, который определяет общую политику, стратегию развития Организации, а также взаимодействие между различными органами. Главы государств и правительств собираются раз в год. Они могут также собраться при необходимости (ст. 11, 12, 13 Протокола);
– Совет министров, состоящий из министров иностранных дел государств-членов (ст. 15 Протокола). Они определяют, ориентируют и координируют внешнюю политику интеграции в субрегионе, а также оценивают совместно с Комиссией общую политику, выполняет порученные ему Советом глав государств и правительств задания и др. (ст. 16);
– Комиссия, состоящая из одного официального представителя и одного заместителя каждого государства-члена (ст. 21 Протокола). Она определяет, выполняет и оценивает политику АСН в области торговли и инвестиции и тесно взаимодействует с Советом министров, принимает меры, необходимые для достижения целей АСН (ст. 22) и др.;
– Генеральный секретариат. Он представляет собой административный, технический исполнительный орган АСН. Его возглавляет Генсек, который имеет своих заместителей в зависимости от главных направлений деятельности (ст. 29). Функции Секретариата заключаются в оценке деятельности организации, предложении мер, изучении и разработке норм, необходимых для достижения целей АСН (ст. 30 Протокола) и выполнении иных функций, порученных ему в соответствии с положениями договоров и иных нормативов АСН;
– Трибунал. Трибунал АСН был создан на основании Договора о создании Трибунала АСН. Трибунал представляет собой арбитражный орган Сообщества. Его штаб-квартира находится в г. Кито (Эквадор). В трибунал входят пять судей из каждого государства-члена. Кандидаты на должности должны иметь компетенцию, востребованную для осуществления высшей судебной функции в своем государстве происхождения, а также обладать высокими моральными качествами. Они избираются на срок шесть лет и могут быть переизбраны на второй срок. Судьи имеют своих заместителей, которые заменяют их при непредвиденных обстоятельствах. Другие требования к судьям ничем не отличаются от требований, предъявляемых к другим судьям международных организаций.
Компетенции Трибунала закрепляются в части III Договора о создании Трибунала АСН. Согласно положениям данного договора суд уполномочен аннулировать решения, принятые высшими органами АСН, давать заключения и решать все споры, связанные с договорами и актами Организации.
Право на обращение в суд имеет любое юридическое и физическое лицо, чьи права были нарушены. Решение Суда является окончательным и обязательным для сторон в спорах;
– Парламент. Он был создан договором о создании Парламента АСН 1979 г. и, таким образом, является одним
из первичных органов АСН. Парламент состоит из пяти депутатов, избранных демократическим путем в своем государстве происхождения. Они избираются на срок два года и могут быть переизбраны. Они действуют в целях совместной реализации программы АСН, в частности с целью поощрения интеграционного объединения, содействия всеобщему уважению прав человека, поддержки демократии, свободы, социальной справедливости и т.п.;
– Исполнительные советы. Они являются консультативными органами и отвечают за конкретные направления деятельности АСН. Например, существует Совет по работе и по индустрии (ст. 44 Протокола);
– Финансовые институты. Они составляют Фонды и банки развития и оказывают существенную поддержку в реализации различных программ АСН.
Существует также немало важных институтов, которые имеют большое значение в подразделениях АСН.
Нормативная база деятельности АСН включают в себя многосторонние и двусторонние договоры АСН, такие, как Пакт Картахены, Договор о создании трибунала, Протокол Трухло, Договор о создании Парламента и иные документы (ст. 6 Протокола).
За многие годы своего существования успехи АСН можно наблюдать в межкультурных диалогах между странами Латинской Америки. АСН добилось проведения общей экономической политики между государствами-членами, содействует развитию демократии, социально-экономическому развитию и т.д.
Следует отметить, что исторические предпосылки имеют большое значение в формировании АСН. Как и все международные организации, АСН играет большую роль в интеграционном процессе и развитии Латинской Америки.
Однако процесс объединения встречал на своем пути множество препятствий. Например, в 2005 г. одно из государств-основателей, самое влиятельное государство – Венесуэла – приняло решение о выходе из Сообщества в связи со сближением Колумбии и Перу с США. Напряженность атмосферы также была обусловлена взаимоотношениями между АСН и другими организациями данного региона, в частности МЕРКОСУРом, в связи с тем что каждая из организаций претендует на расширение сфер влияния в Латинской Америке.