Субнациональные макроэкономические показатели

Для экономических сопоставлений важно использовать основные макроэкономические показатели в привязке к территории страны. Это касается оценок для крупных стран, имеющих сложное административно-территориальное деление и дифференциацию регионов по уровню экономического развития и стандарту жизни.

В стандарте ООН СНС 1993 г. нет детальных рекомендаций по территориальным счетам и эта проблема решается в зависимости от потребностей пользователей. Для разработки региональных счетов национальные статистические службы, как их составители, должны решить ряд проблем:

– обеспечить учет затрат институциональных единиц и результатов их деятельности на региональном уровне;

– определить региональную экономическую территорию и ее резидентов.

В ООН СНС 1993 г. отмечается, что региональные счета имеет смысл составлять, когда наблюдаются большие различия в условиях экономического развития территорий. Показатели, полученные на их основе, позволяют выделить части территории страны, где произведенный ВВП выше использованного (регионы-доноры), и регионы-реципиенты, где наблюдается обратное соотношение.

Национальная практика разных стран при оценках валового регионального продукта (ВРП) имеет два подхода:

1) величина национального ВВП полностью распределяется по регионам страны;

2) сумма ВРП меньше ВВП на величину нераспределенной части, относимой на деятельность экстерриториальных организаций.

Действующий стандарт европейской системы счетов (ЕСС- 95) рекомендует использовать метод расчета макроэкономических показателей "снизу вверх", т.е. путем сложения региональных оценок и получения таким образом национальных агрегатов, хотя на практике страны в основном осуществляют расчеты "сверху вниз", т.е. распределяют ВВП по регионам. Также национальные статистические службы применяют смешанный метод как комбинацию метода "сверху вниз" и метода "снизу вверх".

Региональные аналоги ВВП рассчитываются во многих крупных странах мира (США, ФРГ, Франция, Мексика, Канада, Австралия и др.). А в ЕС Евростат рекомендует странам-членам рассчитывать валовой внутренний продукт по регионам (Gross Domestic Product) на базе концепций ЕСС-95. Это означает, что

ВРП (GDPR) измеряется в рыночных ценах и равен сумме добавленной стоимости, произведенной в регионе в основных ценах и величины чистых налогов на продукты и импорт, распределенной по регионам. При этом принципиально то, что европейские статистики, определяя размеры ВРП, распределяют величину ВВП пропорционально валовой добавленной стоимости, произведенной единицами, которые приняты в качестве резидентов региональной экономики. Показатели GDPR рассчитываются и для субрегионального уровня.

В США оценивается показатель валового продукта штата (Gross State Product – GSP), который представляет собой валовую добавленную стоимость, произведенную соответствующими единицами, и является разницей между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Кроме этого, GSP рассчитывается и путем распределения по регионам элементов ВВП, измеренного методом образования доходов: оплата труда, валовая прибыль, чистые налоги на производство и импорт. Показатели GSP оцениваются также для субрегионального уровня (графства и статистические ареалы).

В Канаде составляют экономические счета для провинций, которые и являются основой для расчета регионального валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product). Его оценки проводятся производственным методом, методом конечного использования и методом образования доходов. При измерении добавленной стоимости по провинциям распределяют добавленную стоимость отдельных отраслей пропорционально показателю заработной платы, арендной плате, разности между доходами и расходами, амортизации основного капитала.

В Японии публикуются официальные статистические данные в текущих и постоянных рыночных ценах о величине валового внутреннего продукта и его основных компонентах по 47 префектурам.

В Чехии также проводят расчеты региональных оценок ВВП по семи областям страны и Праги. Эти расчеты ведутся методом "сверху вниз", в соответствии с которым национальный ВВП, измеренный производственным методом, пропорционально распределяется по территории страны, исходя из географического расположения производственных единиц (на уровне подразделений предприятий). В этих целях используются данные о региональном распределении работников и их заработной плате с учетом основного вида деятельности предприятия. Кроме этого, составляются региональные счета, учитывающие налоги и субсидии на товары, валовое накопление основного капитала и операции секторов домашних хозяйств и органов государственного управления.

Институциональная единица считается резидентом того региона, где расположен центр ее экономического интереса. При построении субнациональных счетов регион рассматривается как самостоятельная экономика, состоящая из институциональных единиц, экономические операции которых с нерезидентами должны быть учтены. С позиции региональной экономики к нерезидентам будут относиться и иностранные единицы и единицы с центром экономического интереса в другом регионе данной страны.

В ЕСС-95 отмечается, что экономическая территория страны может быть разделена на территорию регионов и экстра- региональную территорию. Региональная территория состоит из территории региона как части географической территории страны и территории свободных экономических зон. Экстра- региональная территория охватывает экономическую территорию страны, которая не может быть безусловно отнесена ни к одному из ее регионов. К ней относятся: воздушное пространство страны; территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на который распространяется исключительное право данной страны; территориальные анклавы данной страны за рубежом; разрабатываемые резидентами месторождения полезных ископаемых, находящиеся в международных водах за пределами континентального шельфа страны.

С точки зрения региональной экономики, резидентные институциональные единицы можно разделить на две группы: собственно региональные (однорегиональные) и мультирегиональные.

К первым относятся:

– домашние хозяйства (по обычному месту проживания);

– предприятия, все заведения которых расположены в одном регионе;

– органы государственного управления регионом и муниципалитетом;

– НКО, обслуживающие домашние хозяйства резидентов региона.

К мультирегиональным единицам относятся:

– предприятия, чьи заведения расположены в двух и более регионах;

– органы государственного управления, составляющие центральное (федеральное) правительство;

– Центральный банк;

– общенациональные или межрегиональные инфраструктурные корпорации, как правило, те, которые являются естественными монополиями (железнодорожный, водный, трубопроводный транспорт, передача электроэнергии, крупные мелиоративные и другие водохозяйственные объекты);

– НКО, обслуживающие домашние хозяйства, расположенные в двух и более регионах страны.

Кроме этого, из мультирегиональных единиц можно выделить те, которые являются экстрарегиональными: центральное (федеральное) правительство, национальный банк, общенациональная инфраструктура.

В статистической практике Великобритании используются три метода учета выпуска мультирегиональных единиц:

– в выпуск региона включается выпуск заведений, расположенных на соответствующей территории;

– выпуск всех заведений институциональной единицы относится к тому региону, где расположена головная организация;

– выпуск всех единиц, относящихся к одной и той же отрасли (виду деятельности), распределяется по регионам пропорционально каким-либо показателям, т.е. условно.

Так, выпуск финансовых посредников – единиц органов государственного управления и НКОДХ – распределяется или исходя из территориальной дислокации их головных офисов, или условно (пропорционально клиентской сети, депозитам, численности персонала и др.). А выпуск нефинансовых предприятий в основном привязывается к территории, где расположены их филиалы, цеха, отделения, представительства, или пропорционально численности персонала, потреблению электроэнергии и т.п.

Экономические операции региональных единиц регистрируются в счетах того региона, где расположен центр их экономического интереса. Например, составление региональных счетов по муниципальным единицам осложнено тем, что налоги выплачивает только головное предприятие, которое является юридическим лицом. Но ЕСС-95 не рекомендует условно распределять экономические операции мультирегиональных единиц по территории страны. Поэтому составляются только отдельные счета, которые охватывают:

– валовую добавленную стоимость;

– оплату труда;

– валовое накопление основного капитала;

– сектор домашних хозяйств.

В ЕС применяется Номенклатура территориальных единиц для целей статистики (Nomenclature of Territorial Units for Statistical Purposes – NUTS), в соответствии с которой каждая страна разделена на три типа иерархически увязанных регионов (NUTS-1, NUTS-2, NUTS-3). Например, ФРГ состоит из 11 земель, 31 региона, 328 районов, а Италия – из 11 групп регионов, 20 регионов и 95 провинций. Рекомендации ЕСС-95 по составлению региональных счетов охватывают все три типа территорий.

Таблица 6.19

Минимальные и максимальные границы для выделения регионов в соответствии с NUTS (численность населения, млн чел.)

Типы регионов

Граница

минимальная

максимальная

NUTS-1

3

7

NUTS-2

0,8

3

NUTS-3

0,15

0,8

Более детальное деление называется "местные административные единицы", к которым относятся районы и муниципалитеты.

Примером региональных счетов для разных типов регионов могут служить таблицы в публикации Бюро статистики Финляндии, где содержатся статистические данные по территории страны о выпуске продукции и валовой добавленной стоимости, произведенных на территории регионов, первичных и располагаемых доходах домашних хозяйств, валовом накоплении основного капитала. Эти показатели базируются на измерении экономических операций в привязке к резидентам соответствующих территорий по месту нахождения предприятия или домашнего хозяйства. В данной публикации используется Вперед классификация регионов:

– крупный регион (NUTS-2);

– регион (NUTS-3);

– местная административная единица (Local Administative Unit – LAU-1 и LAU-2).

При этом следует обратить внимание на то, что это территориальное деление не в полной мере совпадает с административным, в соответствии с которым Финляндия разделена на следующие территории: Лапландия, Кайнуу, Центральная Финляндия, Северная Карелия, Центральный Озерный край, Южная Карелия, Юго-Запад, Аландские острова, Хельсинки и Южное побережье. Это связано с тем, что трудно оценить экономические операции по малым географическим зонам, и поэтому номенклатура территориальных единиц для целей статистики имеет особенности, хотя и максимально близка к административному делению страны.

Ниже приведена таблица с данными о распределении ВДС по регионам Финляндии (табл. 6.20).

Таблица 6.20

Валовая добавленная стоимость по отдельным регионам Финляндии за 2004 г. (Финляндия = 100; в основных ценах)

Показатели

Тип регионов NUTS/LAU

Всего

В расчете на душу населения

Финляндия – всего

100

100

Из нее:

Южная Финляндия

NUTS-2

56,7

114,4

Из нее: Хельсинки

LAU-1

33,8

142,4

Лохья

LAU-1

1,0

65,5

Таммисаари

LAU-1

0,6

78,0

Порвоо

LAU-1

1,5

108,4

Южная Карелия

NUTS-3

2,3

91,6

Из нее:

Лаппеенранта

LAU-1

1,3

100,8

Иматра

LAU-1

0,8

94,0

Западная Саймаа

LAU-1

од

53,0

Западная Финляндия

NUTS-2

22,5

88,9

Из нее: Тампере

LAU-2

6,6

107,5

Небольшие территориальные единицы (уровень LAU-1) при расчетах показателей национальных счетов представляют собой группы единиц уровня LAU-2. Так, например, показатели по Иматре (LAU-1) включают операции, зарегистрированные в Иматре (LAU-2), Раутярви (LAU-2) и Руоколахти (LAU-2).

Обращает внимание тот факт, что показатели доходов рассчитываются и по крупным регионам (Усима, с центром Хельсинки, включая пригороды, где численность жителей составляет 1360 тыс. человек), и по таким как Таммисаари и Западная Саймаа, где проживает соответственно чуть более 40 тыс. человек и около 20 тыс. человек.

Опыт Национальной статистической службы Великобритании несколько отличается. Здесь рассчитывается валовой внутренний продукт Соединенного Королевства с 1990 г. по регионам страны уровня NUTS-1.

Кроме этого, по регионам уровня NUTS-1 с 1994 г. рассчитывается валовой внутренний продукт в основных ценах по группам основных отраслей, соответствующих МСОК на уровне с выделением как самостоятельной отрасли услуг финансового посредничества, измеряемых косвенно.

Валовой внутренний продукт по регионам уровня NUTS-2 и NUTS-3 рассчитывается в текущих ценах по факторной стоимости.

Так, например, Северо-Запад разделен на следующие регионы:

– Камбрия:

Западная Камбрия

Восточная Камбрия

– Чешир:

Хальтон и Уорингтон

Графство Чешир

– Большой Манчестер:

Большой Манчестер (Юг)

Большой Манчестер (Север)

– Ланкашир:

Блэкберн и Даруэн

Блэкпул

Графство Ланкашир

– Мерсисайд:

Восточный Мерсисайд

Ливерпуль

Сефтон

Уиррал

Лондон как территориальная единица уровня NUTS-1 разделен:

– на Центральный Лондон с выделением западной и восточной частей;

– пригороды Лондона с выделением восточной и северо- восточной, южной, западной и северо-западной частей.

С 1994 г. в России осуществляются расчеты ряда основных макроэкономических показателей по субъектам Российской Федерации: выпуск товаров и услуг, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость (по основным отраслям и в целом), валовой региональный продукт, основные виды доходов, расходы на конечное потребление и накопление. Методика расчета ВРП совпадает с методикой расчета ВВП, за исключением отдельных статей. При этом сумма ВРП субъектов Российской Федерации меньше величины ВВП России, что связано с отсутствием теоретического обоснования, надежных методик и источников статистических данных относительно регионального распределения результатов деятельности и затрат экстерриториальных организаций. Суммы ВРП и ВВП в рыночных ценах различаются на величину налогов на импортно-экспортные операции, которые невозможно объективно распределить между регионами. Кроме этого, суммарный ВРП отличается от ВВП России на величину добавленной стоимости, созданной при производстве:

– нерыночных коллективных и индивидуальных услуг, оказываемых органами государственного управления (оборона, государственное управление, внешнеэкономическая деятельность и т.п.);

– услуг финансовых посредников, деятельность которых охватывает более одного региона;

– услуг внешней торговли.

В российской практике официальной статистики публикации по региональным счетам охватывают следующие показатели:

– валовой региональных продукт (как часть валового внутреннего продукта Российской Федерации без элементов ВВП, рассчитываемых на федеральном уровне по экономике в целом);

– отраслевая структура добавленной стоимости, с выделением отраслей, производящих товары (три отрасли), и отраслей, производящих услуги (десять отраслей);

– показатели счета образования доходов (оплата труда, прибыль и приравненные доходы, другие налоги на производство);

– фактическое конечное потребление домашних хозяйств (без элементов фактического конечного потребления домашних хозяйств, рассчитываемых на федеральном уровне по экономике в целом) за счет расходов домашних хозяйств и социальных трансфертов в натуральной форме;

– валовое накопление основного капитала (без элементов валового накопления основного капитала, рассчитываемых на федеральном уровне по экономике в целом).