Сублимация но Фрейду и десублимация по Маркузе

Культура – нормы, ценности, деятельность, творчество – не наследуется человеком генетически, по праву рождения; она приобретается, прививается, воспитывается. З. Фрейд называл воспитание насилием над естественными наклонностями ребенка, а его естественные наклонности проявляются в агрессии и эгоизме – как у всех животных, которые руководствуются инстинктами: к агрессии и к эгоизму животное толкает необходимость выживания. Сдерживающий фактор в мире животных – сила и страх.

В человеческом обществе тоже действуют инстинкты, сила и страх, и они не могут исчезнуть, но, с точки зрения Фрейда, они вытесняются в особую область человеческой психики, в бессознательное. Биологические свойства нельзя бесследно уничтожить, но можно надежно запрятать. Природные инстинкты сдерживаются двумя факторами: защитным механизмом психики и нормами культуры. Между ними должен быть определенный баланс. Если культуры "слишком много" – это приводит к срыву психики, к неврозам. Но может быть и так, что культурные нормы не в состоянии сдержать действие нежелательных наклонностей человека, тогда эти наклонности прорываются наружу. Это может происходить на индивидуальном уровне – в случае мощного по своей энергии проявления природного свойства у человека. А могут происходить и коллективные, массовые случаи прорыва биологических инстинктов агрессии и эгоизма. Как правило, это связано с кризисными моментами в культуре, когда изменяются ценности и в период перехода от одной ценностной системы к другой возникает ценностный вакуум, получивший название "аномии" (Э. Дюркгейм). Так возник нацизм в Германии, проигравшей в Первой мировой войне. В этом же истоки фашиствующего сознания в современной России.

Соотношение бессознательного и сознательного уровней не зависит от уровня культуры определенного общества. В любом обществе существуют запреты, искусственное ограничение нежелательных биологических проявлений. В так называемых примитивных обществах действуют табу, запрещающие людям поступать определенным образом. Смысл этих табу – в регулировании жизни сообщества, придании ей сбалансированного, устойчивого характера. Культура современных обществ – сложное образование. В ней невозможно действовать прямыми запретами и рассчитывать на то, что люди будут им следовать. Тем более что технологии работы с бессознательным – это тоже достижение культуры, которым и пользуются в идеологических целях. В результате то, что могло бы быть отвергнуто на уровне рациональном, сознательном, в определенных условиях легко впитывается на уровне бессознательном.

Еще один важный аспект концепции 3. Фрейда связан с понятием сублимации (буквально означает "возвышение"), С точки зрения Фрейда, самый значительный из биологических инстинктов – сексуальный, инстинкт продолжения рода. Но человек, благодаря завоеваниям культуры, в частности медицины, научился сохранять жизнь почти каждому своему ребенку, что повлияло на закон естественного отбора. Это изменило отношение к сексуальности как к свойству, необходимому исключительно для продолжения рода. Избыток сексуальной энергии может расходоваться, считает Фрейд, в несексуальной, преображенной, возвышенной форме, что имеет следствием творческую деятельность такого масштаба, который позволяет создавать шедевры в искусстве, делать открытия в науке, задавать другие высокие культурные образцы.

С точки зрения немецкого философа и социолога, представителя франкфуртской социологической школы Г. Маркузе, десублимация – это, напротив, использование биологической энергии, прежде всего сексуальной, исключительно в прямой, невозвышенной форме. По Маркузе, ситуация десублимации создается специально для того, чтобы ослабить творческие возможности человека, общества и тем самым помешать изменению общества к лучшему.

Одиночество, важнейшее условие способности индивида противостоять обществу, ускользая из-под его власти, становится технически невозможным.

...В своем отношении к действительности повседневной жизни высокая культура прошлого означала множество вещей... Но прежде всего она создавала видимость царства свободы: отказ повиноваться. Подавить такой отказ невозможно без компенсации, которая обещает большее удовлетворение, чем сам отказ. Преодоление и унификация противоположностей, которые находят свой мдеологический триумф в трансформации высокой культуры в поп-культуру, осуществляется на материальной основе увеличивающегося удовлетворения. Именно эта основа открывает возможность стремительной десублимации.

Художественное отчуждение является сублимацией... Культурные образы, вносимые в атмосферу кухни, офиса, магазина, используемые в коммерческих и развлекательных целях, они как бы претерпевают десублимацию, то есть замещение опосредованного удовлетворения непосредственным... Эта десублимация осуществляется с "позиции силы", со стороны общества...

Принцип Удовольствия поглощает Принцип Реальности: происходит высвобождение сексуальности в социально конструктивных формах... изменяется социальное использование энергии инстинктов.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С. 92–95.