Субъект воспитания — актив
На второй стадии, когда требования педагога поддерживаются активом, эта наиболее сознательная часть группы предъявляет требования к товарищам, требования воспитателя становятся опосредованными. Второй этап характеризуется переходом коллектива к самоуправлению. Организаторская функция учителя переходит к постоянным и временным органам коллектива (активу), создается реальная возможность всем членам коллектива на деде участвовать в управлении своей жизнью, усложняется практическая деятельность учащихся, усиливается самостоятельность в ее планировании и организации. Переживается радость творчества, достигаемых успехов, самосовершенствования. Актив становится опорой педагога и авторитетом. Он не только поддерживает требования воспитателя, но и вырабатывает свои. Расширяется его самостоятельность. Педагог способствует укреплению позиций актива и расширению его состава, вовлекая совместно с активом всех детей в совместную деятельность, конкретизирует задачи применительно к отдельным группам учащихся и к каждому; функция его коммуникативная — организация и налаживание отношений внутри коллектива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Деловые отношения развиваются. Зарождаются мотивационные и гуманистические отношения. Формируется коллективное самосознание — "Мы — коллектив". Складываются реальные связи с другими детскими коллективами.
Субъект воспитания — коллектив
На третьем этапе развития большая часть членов группы предъявляет требования к товарищам и себе и помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения.
Общественное коллективное мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива
(или его значительной части) к различным событиям и явлениям в жизни общества и данного коллектива. Появление в детском коллективе способности к формированию общественного мнения свидетельствует о высоком уровне развития внутриколлективных отношений и о превращении группы в коллектив.
Формируются мотивационные и гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. В процессе развития коллектива меняются отношения его членов к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. В коллективе складывается благоприятный социально-психологический климат эмоционального комфорта и защищенности личности. Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в воспитательном учреждении и вне его. Полная самоуправляемость и самоуправление.
Если коллектив доходит до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Па данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта коллектива. Педагог поддерживает и стимулирует самоуправление и интерес к другим коллективам.
Субъект воспитания — личность
На четвертом этапе развития коллектива происходит побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию, создаются условия для развития творческой индивидуальности каждого члена коллектива. Положение каждой личности высокое, статус ее высок: нет ни суперзвезд, ни изгоев. Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются, деятельность коллектива все больше носит просоциальной характер. Каждый воспитанник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Педагог совместно с активом, опираясь на общественное мнение детского коллектива, поддерживает, сохраняет и стимулирует потребность в самовоспитании и самосовершенствовании у каждого члена коллектива.
Процесс развития коллектива не идет как плавный процесс перехода от одного этапа к другому. В развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять. Между этапами пет четких границ — возможности для перехода к последующему этапу создаются в рамках предыдущего. Каждый последующий этап в этом процессе не сменяет предыдущий, а как бы добавляется к нему. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. А. С. Макаренко считал, что движение вперед — закон жизни детского коллектива, остановка — смерть.
Динамика формирования коллектива обобщенно может быть определена по совокупности следующих признаков:
• общие социально значимые цели;
• совместная организованная деятельность;
• отношения ответственной зависимости;
• рациональное распределение социальных ролей;
• равенство прав и обязанностей членов коллектива;
• активная организаторская роль органов самоуправления;
• устойчивые позитивные взаимоотношения;
• сплоченность, взаимопонимание, коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентификация;
• уровень референтность (отношений значимости, связывающих субъекта с другим человеком или группой лиц);
• возможность обособления личности в группе. Показательным является в зависимости от уровня ее развития
поведение группы в стрессовой ситуации (по Л. И. Уманскому). Группы низкого уровня развития обнаруживают безразличие, апатию, дезорганизуются. Взаимообщение приобретает конфликтный характер. Результативность работы резко снижается.
Группы среднего уровня развития в тех же условиях характеризуются терпимостью, адаптируются. Эффективность деятельности не снижается. Группы высокого уровня развития наиболее стрессоустойчивы. На стрессовые ситуации отвечают возрастанием активности. Эффективность их деятельности не только не снижается, но даже повышается.
А. С. Макаренко — теоретик и практик коллективного воспитания в отечественной педагогике. Успехи, которых он добился, работая с очень сложными детьми и непростыми детскими коллективами, вызывают восхищение и глубокое уважение к нему. Однако время изменилось. Идеи коллективного воспитания, формирования детского коллектива вызывают неоднозначную реакцию как у современных теоретиков воспитания, так и у практических работников образовательных учреждений. Прочитайте выдержки из работ А. С. Макаренко о формировании детского коллектива, о его понимании значения и места коллектива в формировании личности. Подумайте, что из его идей является достоянием истории педагогической мысли, что актуально и сейчас. Что вызывает сомнения и возражения, а что можно принять и в настоящее время абсолютно безоговорочно? Подумайте и определитесь в своей позиции по этим вопросам.
А. С. Макаренко. Дисциплина, режим, наказания и поощрения
"...Не может быть, конечно, ни создан коллектив, пи создана дисциплина коллектива, если не будет требований к личности. Я являюсь сторонником требования последовательного, крайнего, определенного, без поправок и без смягчения...
Конечно, это требование должно развиваться. Но я уверен, что пути тут всегда одинаковы. Если вы хотите взять коллектив детей недисциплинированных или дисциплинированных только с внешней стороны, не начинайте никаких споров. Вам будет нужно начинать с ваших индивидуальных, единоличных требований.
Очень часто бывает, и в большинстве случаев даже бывает так, что достаточно просто выразить решительное, не ломающееся, не гнущееся требование, чтобы дети вам уступили и поступили так, как вы хотите. Тут есть некоторая доля внушаемости и некоторая доля сознания того, что вы правы. Все в дальнейшем будет зависеть от вашего коллектива. Нельзя предъявлять грубые требования, нелогические, смешные, не связанные с требованиями коллектива.
Я боюсь, что я буду не логичен. Для себя лично я создал такую теорему. Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что я ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я и предъявлял до конца диктаторские требования, и так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали.
Я считаю, что такая логика требований на первых порах должна быть законом. Тот воспитатель, который даст простор своей воле и обращается в самодура в глазах коллектива, требует того, что коллектив не понимает, тот победы не одержит.
Я от своего первого коллектива не требовал, чтобы они не крали. Я понимал, что на первых порах не могу убедить их ни в чем. Но я требовал, чтобы они вставали, когда нужно, выполняли то, что нужно. Но они воровали, и на это воровство я смотрел до поры до времени сквозь пальцы.
Во всяком случае без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающихся уговариваний, тот делает ошибку.
Наряду с требованием должно идти и развитие теории морали, но оно ни в коем случае не должно подменять требование. Там, где вы нашли случай теоретизировать, рассказать детям, что нужно сделать, там вы должны это сделать. Но там, где вы должны потребовать, вы никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения ваших требований...
Такое требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Я не представляю себе, чтобы можно было дисциплинировать разболтанный, изнервничавшийся коллектив без такого холодного тона требования отдельного организатора. А дальше это идет гораздо легче.
Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков или девочек, которые сознательно хотят поддержать дисциплину.
Я спешил с этим. Я не глядел на то, что эти мальчики или девочки имеют также много недостатков, старался скорее набрать такую группу активистов, которые поддерживали мои требования своими требованиями, высказываемыми на общих собраниях, в своей группе, своим мнением. Это вторая стадия развития требования, когда около меня образовалось такое ядро.
И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.
Вот тут-то, когда уже требует коллектив, тут для вас и будет простор для развертывания теории морали. Тут каждый понимает, что требования морали... — основные, и общий итог, требований, когда каждый воспитанник требует от себя и больше всего интересуется своим поведением (курсив наш. — Г. К.).
Этот путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива, этот путь я считаю основным путем в развитии... детского коллектива".