Субъект познания (основные концепции)
Под субъектом в самом широком смысле понимается носитель сознания, включая интеллект, волю, ценностные ориентации, способность к целенаправленной деятельности. Субъект – вовсе не обязательно физическое лицо. Существуют разные "модели" субъекта: от отдельного человека до "универсального субъекта", выступающего в виде коллективного бессознательного, Абсолютного Духа или Бога.
С самого возникновения философии и на Западе, и на Востоке говорится о наличии в человеческом сознании несводимых друг к другу познавательных способностей (чувственность, рассудок, разум, память, воображение, интуиция и др.). Задача теории познания состояла в том, чтобы раскрыть суть этих способностей и понять механизм взаимосвязи. Таким образом, основной темой теории познания становится исследование не столько логики построения теоретического знания, сколько логики "функционирования" интеллекта, осуществляющего познавательную деятельность, – логика теории выступает здесь как производная от структуры и функций познающего субъекта. Признание субъекта в качестве центра познавательной активности предполагает, что все познаваемое составляет периферию сферы познания и обретает смысл только через отнесенность к этому центру. С данной точки зрения познать предмет – значит определить его по отношению к субъекту в качестве цели, обстоятельства, средства, орудия, знака и др.
В наиболее ранних философских учениях субъектом познания выступает отдельный индивид. При этом предполагается, что в результате непосредственного воздействия объекта на чувствительные элементы души характеристики объекта воспроизводятся в ней без каких-либо существенных искажений. Такая позиция впоследствии получила название наивного реализма. Понимание субъекта как отдельного индивида порождает ряд проблем, главные из которых следующие:
– Каким образом возможно познание объектов, недоступных чувственному восприятию?
– Как возможно индивидуальное познание объекта в его всеобщих и необходимых характеристиках, имеющих одинаковое значение для каждого человека?
– Если ОГЛАВЛЕНИЕ сознания субъекта обусловлено совокупностью чувственных впечатлений, состав которых со временем изменяется, то что гарантирует самотождественность его человеческого "Я"?
В поисках ответов на эти вопросы пришлось отказаться как от наивного реализма, так и от полного отождествления субъекта с отдельным человеком. Спасение от содержащейся в концепции субъекта-индивида потенциальной угрозы солипсизма мыслители видели в переходе от единичного субъекта познания к всеобщему субъекту. Отдельный же человек стал рассматриваться как частное воплощение этой всеобщности, ее индивидуальный представитель.
История гносеологических учений дает нам образцы представлений о субъектах различной степени общности: от концепций, весьма близких к идее субъекта-индивида, до предельно обобщенных концепций абсолютного субъекта. При этом сам выбор уровня общности в значительной степени предопределял характер и ОГЛАВЛЕНИЕ гносеологических исследований:
► в теориях, исходящих из представлений, приближавшихся к концепции индивидуального субъекта, основной акцент делался на изучении психологии познавательных процессов;
► в теориях среднего уровня главное внимание уделялось проблемам методологии познания;
► приближение к максимальному уровню обобщения выдвигало на передний план логическую проблематику.
Антропологический субъект
Наиболее близки к идее индивидуального субъекта теории, исходящие из антропологических или естественно-исторических концепций человека. Под антропологическим субъектом обычно понимается естественно-природный человек со всеми присущими ему от природы познавательными способностями. Для таких теорий характерна концентрация внимания:
→ на человеческой натуре, "организованном теле" (Ж. О. Ламетри);
→ "Я" как индивиде, который мыслит "здесь, в этом теле, в этой голове" (Л. Фейербах);
→ интеллекте, который рассматривается как продолжение и завершение естественно-органических "адаптивных процессов" (Ж. Пиаже).
При всех указанных различиях сторонников данного направления объединяет стремление рассматривать познавательное отношение как взаимодействие двух обособленных естественно-природных образований. Субъект рассматривается здесь не как чистое сознание, а как человек, для которого познание выступает одной из многих форм осуществления жизнедеятельности.