Субъекты внешнеэкономической деятельности
Субъектами ВЭД согласно Федеральному закону от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" являются субъекты, регулирующие внешнеторговую деятельность, а также субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере.
Часть субъектов обладает общей компетенцией в области регулирования ВЭД, а другая часть – специальной компетенцией в определенных вопросах.
К субъектам, обладающим общей компетенцией, согласно ст. 13 названного закона относятся Президент РФ, Правительство РФ, а также Министерство промышленности и торговли РФ.
Они реализуют права Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.
Президент РФ в этих целях наделяется следующими полномочиями:
– определяет основные направления торговой политики РФ;
– определяет порядок ввоза в Россию и вывоза из России драгоценных металлов и драгоценных камней;
– устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия России в международных санкциях;
– осуществляет иные полномочия.
Правительство РФ:
– обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
– применяет специальные защитные меры, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов РФ;
– устанавливает ставки таможенных пошлин;
– вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;
– устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных или растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
– определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
– принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
– принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ;
– определяет порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;
– устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
– осуществляет иные возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.
Министерство промышленности и торговли РФ в пределах своей компетенции осуществляет функции в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товара. Кроме того, это министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на совершение экспорта (импорта) товаров, оборот которых подлежит лицензированию.
Определенной компетенцией в области ВЭД обладают субъекты РФ. В компетенцию субъектов РФ в соответствии с законодательством входит право на осуществление внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и иных областях. Реализуют эти полномочия соответствующие органы власти субъектов РФ. В этих целях они могут заключать различные соглашения с иностранными партнерами. Однако такие соглашения не подпадают под действие международного публичного права.
К субъектам, регулирующим ВЭД и обладающим специальной компетенцией, относятся следующие.
Федеральная таможенная служба, которая осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля.
Министерство финансов РФ, которое разрабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в отношении валютных операций, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, а также осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
Специальной компетенцией также обладают различные федеральные службы и комиссии, наделяемые полномочиями по регулированию отдельных направлений в сфере ВЭД. Так, например, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю осуществляет контроль за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области экспортного контроля.
Другой большой группой субъектов (участников) ВЭД выступают субъекты, непосредственно занимающиеся предпринимательской ВЭД. Исходя из анализа правовых актов, регламентирующих внешнеэкономическую (внешнеторговую) деятельность, таковыми субъектами (участниками) являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, российские граждане – предприниматели, иностранные граждане либо лица без гражданства. Юридические лица – субъекты ВЭД создаются на территории различных государств, в соответствии с их национальным законодательством. При осуществлении ВЭД с участием иностранных юридических лиц возникают вопросы о признании правосубъектности иностранного юридического лица, о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории российского государства и об условиях такой деятельности.
Правосубъектность иностранных юридических лиц на практике признается на основании двусторонних и многосторонних международных договоров, главным образом торговых.
В торговых договорах и соглашениях, заключаемых государствами и определяющих правосубъектность юридических лиц и граждан, применяются три правовые доктрины: национального режима, при котором иностранным и российским участникам законодательством РФ предоставляются одинаковые права и обязанности во внешнеторговой деятельности; специального режима, при котором действуют условия международных договоров и соглашений, и режима, основанного на принципе наибольшего благоприятствования, при котором всем иностранным юридическим лицам предоставляются равные условия, т.е. они на территории РФ имеют равный объем прав и обязанностей.
В связи с этим на практике часто возникает необходимость установить, к какому государству принадлежит юридическое лицо и является ли оно юридическим лицом по законодательству своего государства.
Международное частное право определяет статус юридического лица, устанавливающий объем правоспособности, порядок ликвидации в зависимости от его государственной принадлежности (национальности). Определяется правовой статус иностранного участника согласно общепринятым положениям международного частного права, его личным статутом (личным законом). Личный статут юридического лица можно определить как правопорядок данной страны, который наделяет предприятие свойством юридического лица и устанавливает, в какие отношения оно может вступать. Общепризнано, что личный статут имеет экстерриториальный характер, т.е. подлежит признанию за рубежом. Для определения "национальности" юридического лица в международном частном праве применяются различные доктрины, которые мы рассматривали в гл. 5.
Российское законодательство согласно ГК РФ личный статут иностранного юридического лица определяет по праву страны, где учреждено юридическое лицо. В настоящее время понятие личного статута иностранного юридического лица отделилось от понятия его национальности, государственной принадлежности, и теперь это разные категории. Это связано с тем, что появились национальные юридические лица с иностранным капиталом и эти понятия не всегда стали совпадать. Определяя принадлежность к правовой системе, устанавливали применимый личный статут, но не выявляли национальности капитала юридических лиц, т.е. не выявляли его реальной государственной принадлежности. Особенно это характерно для ТН К.
Исходя из ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" можно дать определение иностранных участников внешнеторговой деятельности: иностранными субъектами внешнеторговой деятельности в России считаются юридические лица и организации в иной правовой форме, учрежденные вне пределов России, граждане других государств, лица без гражданства, имеющие постоянное местожительство за пределами России, основное большинство из которых составляют различные по своей правовой форме юридические лица.
Иностранные юридические лица чаще всего выступают в следующих организационно-правовых формах: полные товарищества, коммандитные товарищества, ООО, АО (в странах романских языков они называются анонимными обществами) и производственные кооперативы. Акционерным обществам в немецкоязычных странах и России и анонимным обществам в странах с романскими языками соответствуют компании в Англии и корпорации в США.
Полные и коммандитные товарищества в Германии, а также аналогичные им товарищества и коммандитные товарищества в странах англо-американской системы права не являются юридическими лицами, но пользуются правами юридических лиц (от своего имени могут заключать договоры, а также выступать истцами и ответчиками в суде).
В 1985 г. в странах Евросоюза была принята новая организационно-правовая форма – Европейское объединение по экономическим интересам (ЕОЭИ), которое тоже может быть участником международной торговли. В 2004 г. Совет Евросоюза вводит в действие регламент новой наднациональной организационно-правовой формы – Европейского акционерного общества (ЕАО).
Помимо иностранных юридических лиц участниками внешнеторговой деятельности могут быть и иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в этом качестве в соответствующем органе государства, к которому принадлежит иностранный гражданин. Лица без гражданства должны получить государственную регистрацию предпринимателя в стране постоянного проживания. Правовой статус иностранных лиц формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного нрава, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны пребывания.
Иностранные граждане, в том числе и индивидуальные предприниматели, на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Кроме того, предоставление национального режима по российскому законодательству носит безусловный характер.
Осуществляя внешнеторговую деятельность на российском рынке, иностранные субъекты внешнеторговой деятельности обязаны соблюдать все действующие на его территории законодательные акты, в том числе многие акты публичного нрава, в сферу регулирования которых попадает их деятельность.
Иностранные фирмы или организации для ведения внешнеторговой деятельности могут создавать на территории РФ свои представительства и филиалы, но для этого им потребуется специальное разрешение.
Представительство – обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения, основной функцией которого является представление интересов юридического лица в Российской Федерации. Представительства выступают от имени и по поручению представляемой фирмы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.
Для открытия представительства иностранная фирма или организация подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление. Аккредитующим органом может быть министерство или ведомство по характеру деятельности иностранной фирмы, а также Торгово-промышленная палата РФ. В заявлении излагается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы и подробная информация о деловых связях с российскими организациями, заключаемых соглашениях и коммерческих сделках с указанием предмета, суммы и срока действия сделки, перспективах дальнейшего сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются документы – устав иностранного юридического лица; выписка из торгового реестра; банковская справка о платежеспособности юридического лица; положение о представительстве; решение органа управления иностранной фирмы об открытии представительства – и прикладывается квитанция об уплате установленного сбора.
Выдаваемое разрешение предусматривает цель открытия представительства, условия открытия, срок действия разрешения, количество сотрудников. Срок оформления аккредитации определен 30 днями. Аккредитация выдается сроком от одного года до трех лет и может быть продлена по просьбе иностранного юридического лица. Заявление о продлении должно подаваться за три месяца до окончания срока аккредитации.
Все аккредитованные на территории РФ представительства независимо от ведомства, при котором они аккредитованы, вносятся Государственной регистрационной палатой в сводный Государственный реестр представительств, что подтверждается выдаваемым представительству свидетельством. Представительство не наделяется правом юридического лица, и по всем его обязательствам несет полную ответственность фирма, которую оно представляет.
Деятельность представительства иностранной фирмы в России прекращается:
– по истечении срока, на который было выдано разрешение;
– в случае ликвидации фирмы, имеющей представительство в России;
– в случае прекращения действия заключенного Россией с иностранным государством соглашения, на основании которого было открыто представительство;
– по решению аккредитующего органа в случае нарушения представительством условий, на которых иностранной фирме разрешены его открытие и деятельность, либо нарушения российского законодательства;
– по решению иностранной фирмы, открывшей представительство.
Создание иностранной фирмой на территории России своего филиала для осуществления внешнеторговой деятельности на российском рынке регулируется Законом об иностранных инвестициях и Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации".
Филиал – обособленное подразделение иностранного юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все функции или их часть, включая функции представительства.
Порядок аккредитации филиалов должен определяться Правительством РФ, но в настоящее время действует Временное положение о порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории РФ, утвержденное Министерством юстиции РФ 31 декабря 1999 г. Функции по аккредитации филиалов осуществляет Государственная регистрационная палата при указанном министерстве (постановление Правительства РФ от 21.12.1999 № 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц").
Контроль за созданием, ликвидацией и деятельностью филиалов осуществляет Управление аккредитации регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ. Аккредитация проводится в 30-дневный срок. Предоставляется аккредитация на следующие сроки: 1, 2, 3 и 5 лет. Для продления срока необходимо не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия аккредитации подать письменное заявление.
Закон об иностранных инвестициях в ст. 22 устанавливает специальные требования к положению о филиале иностранного юридического лица, в котором должны быть указаны:
– наименование филиала и его головной организации;
– местонахождение филиала на территории РФ и юридический адрес его головной организации;
– цели создания и виды деятельности филиала;
– состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала;
– порядок управления филиалом.
Филиалы на территории РФ получают статус юридического лица и могут выступать стороной в договоре, нести полную имущественную ответственность за все юридические действия, быть истцом и ответчиком в суде.
Со дня лишения аккредитации филиал иностранного юридического лица обязан прекратить осуществление предпринимательской деятельности на территории РФ.
С российской стороны участниками (субъектами) ВЭД могут быть как юридические, так и физические лица, зарегистрированные с соблюдением требований законодательства в качестве индивидуальных предпринимателей. На индивидуальных предпринимателей распространяются все права, обязанности и льготы, предусмотренные действующим законодательством в сфере ВЭД.