Субъекты валютных правоотношений
Государство, регулируя с помощью юридических норм отношения, складывающиеся в валютной сфере, определяет субъектов валютного права. Точное определение субъекта валютного права имеет важное практическое значение, поскольку позволяет выявить круг лиц, которые вступают в валютные правоотношения и действия которых влекут юридически значимые последствия. Наличие критериев, позволяющих относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам валютного права, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию валютного законодательства. Только такие субъекты могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные валютным законодательством.
Субъектами валютного права являются лица (резиденты и нерезиденты), органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля, за которыми валютным законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных валютных правоотношениях.
Приведенное определение содержит основной юридический признак субъекта валютного права – наличие правосубъектности, т.е. признаваемой валютным законодательством способности быть участником конкретных валютных правоотношений. Понятие "валютная правосубъектность" включает понятия "валютная правоспособность" и "валютная дееспособность".
Валютная правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормами валютного права. Валютная дееспособность – это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать права и обязанности в валютной сфере, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию.
Субъекты валютного права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют осуществление валютных операций в соответствии с нормативными требованиями государства.
Специфика валютного законодательства состоит в том, что известных общеправовых категорий субъектов не достаточно для осуществления валютных отношений. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, не известные российскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты. Выделение этих категорий субъектов обусловлено их правовым отношением к государству – регулятору валютных отношений. В зависимости от принадлежности лица к той или другой категории различается правовой режим осуществления ими валютных операций в соответствии с законодательством РФ.
Перечень резидентов и нерезидентов установлен п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании. Согласно названной норме к резидентам относятся:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые участвуют в валютных правоотношениях.
К нерезидентам относятся:
а) физические лица, не являющиеся резидентами;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
Закон о валютном регулировании называет общие права и обязанности всех резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции:
– право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
– право обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
– право на возмещение в установленном порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;
– обязанность представлять органам и агентам валютного контроля установленные законом документы и информацию;
– обязанность вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям,
обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
– обязанность выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Комплексный характер валютного права обуславливает наличие двух категорий субъектов: частных и публичных.
Частными субъектами в валютных правоотношениях являются физические и юридические лица, которые в валютных правоотношениях приобретают статус резидентов или нерезидентов.
Публичными субъектами в валютных правоотношениях выступают: органы валютного регулирования (Банк России, Правительство РФ); органы валютного контроля (Банк России, орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, – Росфиннадзор); агенты валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные Банку России; профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг; таможенные органы; налоговые органы); валютные биржи.
Основным отличительным критерием рассматриваемых субъектов выступает характер реализуемых ими интересов в валютных правоотношениях. Например, коммерческие юридические лица, как правило, вступают в валютные правоотношения с целью удовлетворить собственные (т.е. частные) имущественные интересы. В отличие от них Банк России или таможенные органы участвуют в валютных правоотношениях от имени и по поручению государства, т.е. реализуют публичный интерес.
Поскольку частные и публичные субъекты имеют противоположные интересы, то выступают они в качестве противоположных сторон валютного правоотношения.
Самостоятельными субъектами валютного права выступают уполномоченные банки и валютные биржи. Их специфика заключается в том, что в валютных правоотношениях
названные субъекты могут реализовывать как частный, так и публичный интересы.
Уполномоченными банками являются кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Уполномоченные банки играют важную роль в механизме валютного контроля РФ. Они являются основными участниками внутреннего валютного рынка РФ, т.е. основными участниками связанных с валютными ценностями операций, осуществляемых на территории РФ.
Важность института уполномоченных банков заключается прежде всего в том, что в России только через такие банки производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Кроме того, валютные операции между резидентами и уполномоченными банками осуществляются без ограничений. Что касается нерезидентов, то они на территории РФ вправе открывать как рублевые, так и валютные счета опять же только в уполномоченных банках.
Приоритет уполномоченных банков на внутреннем валютном рынке РФ нашел юридическое закрепление, в частности, в ст. 11 "Внутренний валютный рынок Российской Федерации" Закона о валютном регулировании, предусматривающей возможность купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации исключительно через уполномоченные банки. Кроме того, при поставке товаров (работ, услуг) на экспорт или для осуществления импорта товаров (работ, услуг) субъекты внешнеэкономической деятельности нуждаются в банковском обслуживании своих валютных операций, так как при осуществлении экспортно-импортных операций расчеты производятся через обслуживающий его уполномоченный банк.
Часть 4 ст. 22 Закона о валютном регулировании предусматривает, что контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Банк России. При этом следует отметить, что Банк России, согласно данному Закону, является органом валютного контроля, а значит в его компетенцию входит:
1) проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) проведение проверок полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;
4) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
5) применение установленных законодательством РФ мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Особое положение среди субъектов валютных правоотношений занимают организаторы торговли (в т.ч. биржи), роль которых определяется их влиянием на состояние денежно- кредитной системы РФ в целом и на устойчивость национальной валюты, состояние золотовалютных резервов государства в частности.
Организатор торговли – лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках (в т.ч. иностранной валютой) на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Правовой статус организаторов торговли и участников торгов, а также порядок проведения организованных торгов устанавливаются Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-Φ3 "Об организованных торгах".
Организатор торговли иностранной валютой выполняет две основные функции:
– организацию торгов и заключение сделок по купле и продаже иностранной валюты с участниками торгов;
– организацию и проведение расчетов в иностранной валюте и в рублях по сделкам, заключенным на бирже.
Значение организаторов торговли заключается в том, что они играют ключевую роль, предоставляя регулирующим органам возможность эффективно управлять валютным курсом с помощью рыночных методов.
На организованных торгах осуществляется свободная купля- продажа национальных валют исходя из курсового соотношения между ними (котировки), складывающегося на рынке под воздействием спроса и предложения. Котировка зависит от покупательной способности обмениваемых валют, которая, в свою очередь, определяется экономической ситуацией в странах-эмитентах. Операции на организованных торгах основаны на конвертируемости валют, обмениваемых на них.
В настоящее время в Российской Федерации действует восемь специализированных межбанковских валютных бирж, осуществляющих организованные торги иностранной валютой: Московская межбанковская валютная биржа (г. Москва), Санкт-Петербургская валютная биржа (г. Санкт-Петербург), Уральская региональная валютная биржа (г. Екатеринбург), Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск), Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток), Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов-на-Дону), Нижегородская валютно-фондовая биржа (г. Нижний Новгород), Самарская валютная межбанковская биржа (г. Самара).