Лекция III. СУБЪЕКТЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Рассмотрев технологию и инструментовку целостного педагогического процесса, вернемся вновь к его субъектам и, прежде всего, к ребенку.
Субъектность позиции воспитанника в педагогическом процессе
В процессе обучения и воспитания школьников для развития их субъектности необходимо развивать самоценные формы активности. Такая активность детей развивается, если им даются задания, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, свободе мысли и фантазии. Создаются коммуникативные условия для се поддержки: взрослый передаст воспитаннику свою заинтересованность происходящим, удивляется и радуется вместе с ним, постоянно фиксируется детский успех, на уроках создается атмосфера защищенности при общении с учителем и классом, ободряются и поддерживаются любые попытки ответов и внушается ценность участия ребенка в диалоге, создание щадящих условий при ответе учащихся с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью, недопущение действий со стороны отдельных детей, подавляющих творческую активность одноклассников на уроках и во внеклассной деятельность.
Субъектность позиции ребенка в педагогическом процессе у целого ряда исследователей и практиков в области педагогики вызывает сомнение, при этом никто не возражает против того, что педагогический процесс построен на взаимодействии, что уже предполагает субъектность позиции его участников. Основной же аргумент следующий: воспитание понимается как целенаправленный и организованный процесс, а ребенок ставить цели и организовывать деятельность на ее достижение, особенно в сфере собственного воспитания и самовоспитания, в какой-то мере научивается где-то ближе к подростковому возрасту, значит, до этого он не может выступать субъектом педагогического процесса по определению. Против этого пет необходимости возражать. Но дело в том, что умение быть субъектом может проявляться по-разному. Воспитанник до определенного возраста и уровня своей социальной зрелости действительно не ставит сознательно и ясно поставленных целей, касающихся собственного воспитания (за определенным исключением). Но он активно (пусть чаще и нецеленаправленно) влияет па цели воспитателя и отбор для их реализации методов и средств (прежде всего, возрастом, уровнем воспитанности и обученность, индивидуальными особенностями), тем самым, изменяя тактику и стратегию направленного на него воспитательного воздействия.
Воспитанник как субъект не равноценен воспитателю как субъекту педагогической деятельности. Его субъектность проявляется, прежде всего, в его сопротивлении, принятии/непринятии педагогического воздействия. Постепенно, по мере взросления, субъектность позиции воспитанника проявляется все более адекватно в осмысленном и целенаправленном определении своих желаний и потребностей, возможных путей их удовлетворения.
Есть и еще одна сторона проблемы. Целью современного воспитания, как постоянно подчеркивается на страницах этого пособия, является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности с сформированной субъектностью. Субъектность — способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Но субъектность надо развивать, формировать, воспитывать, стимулировать, что возможно лини" тогда, когда ребенку дают возможность действовать самостоятельно, понимать, что и как вокруг него происходит, к чему это приведет.