Субъекты и объекты предпринимательской деятельности в сфере строительства
В качестве предпринимателя в сфере строительной деятельности выступают различные субъекты. Чаще всего это строительные организации (заказчики) и подрядчики, выполняющие работу по заказу заказчика. При этом в качестве заказчика строительных работ могут выступать любые субъекты гражданского права: государство, муниципальные образования, юридические и физические лица.
Например, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица и их объединения, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Под заказчиками закон понимает уполномоченных на то инвесторами физических и юридических лиц, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.
Заказчик не вмешивается в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором. Заказчиками могут быть сами инвесторы. На практике участники инвестиционной деятельности руководствуются Положением о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории РФ, утв. постановлением Госстроя России от 8 июня 2001 г. № 58. Однако данный документ не был зарегистрирован Министерством юстиции РФ[1], поэтому его положения нельзя рассматривать в качестве императивных норм, а можно использовать как ориентир в целях упорядочения правоотношений в данной области.
Действующим законодательством, с одной стороны, смешиваются понятия заказчика и застройщика, с другой – им придается различное значение по форме и содержанию. Так, в соответствии с Федеральным законом "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" под заказчиком (застройщиком) понимается гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство.
Градостроительный кодекс РФ определяет заказчика как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Поэтому правильнее говорить о заказчике именно как об уполномоченном инвестором физическом или юридическом лице, осуществляющем реализацию инвестиционного проекта (в соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"). Согласно ст. 4 данного Закона допустимым является объединение функций инвестора и заказчика, инвестора и застройщика в одном лице.
В законодательных актах понятия заказчика и застройщика состоят из системно логической связи правовых норм, находящихся в разных федеральных законах и в силу этого по отношению друг к другу являющихся бланкетными (ссылочными) нормами[2].
Подрядчиками являются физические и юридические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту.
Строительные работы чаще всего ведут организации, которые в зависимости от характера и вида выполняемых работ имеют различное наименование: строительные, монтажные и строительно-монтажные управления, управления механизации, передвижные механизированные колонны, мостостроительные поезда, общестроительные и механизированные организации в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ и др. Строительное предприятие состоит из подразделений, к которым относятся участки старших производителей работ, производителей работ и мастеров, бригады и другие внутренние звенья. Их правовое положение определяется предприятием на основании учредительных документов, уставов.
Предпринимательские строительные организации – самостоятельные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении (собственности, владении, управлении) определенный объем материальных ценностей, необходимых для осуществления строительства. Именно материальная база является важнейшим условием успешной деятельности строительного предприятия. В сфере строительства могут функционировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.
После вступления в силу Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-Φ3 "О саморегулируемых организациях" можно смело утверждать, что саморегулируемые организации (СРО) стали основным субъектом на рынке строительных услуг в Российской Федерации, так как с 1 января 2010 г. действие выданных ранее государственных лицензий отменено, и документом, дающим право на осуществление деятельности в области строительства, проектирования и инженерных изысканий является так называемое свидетельство СРО (или допуск СРО). Саморегулируемые организации представляют собой некоммерческие структуры, созданные путем объединения субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности в целях обеспечения саморегулирования в данной отрасли – разработки правил и стандартов деятельности и контроля за их выполнением членами СРО. Таким образом, каждый субъект предпринимательской деятельности в сфере строительства законодательно обязан вступить в СРО.
Пользователями объектов капитальных вложений могут являться физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты[3]. Пользователями объектов капитальных вложений также могут являться инвесторы.
Объектами предпринимательской деятельности в сфере строительства являются в первую очередь объекты капитального строительства. Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 ГрК РФ, к данным объектам относятся: здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено. Различные временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки, хотя и не относятся к объектам капитального строительства, тем не менее являются объектами градостроительной деятельности. К объектам строительства относятся также территории поселений, муниципальных районов и городских округов. Специфическими объектами градостроительства являются территории с особым правовым регулированием. Таковыми являются, например, объекты культурного наследия, полосы отвода железных дорог и зон железных дорог, леса и особо защитные участки лесов, водоохранные зоны и т.д.
Ведение градостроительной деятельности на объектах культурного наследия необходимо соотносить с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Φ3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в котором закреплен порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Существуют также территории, которые относятся к зонам охраняемых объектов. Строительная деятельность на их территории должна согласовываться с требованиями Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ "О государственной охране" и постановления Правительства РФ от 20 июня 2006 г. № 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон". Целями установления зон охраняемых объектов являются обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов.