Лекция 4. Субъекты международного таможенного права
В результате изучения главы 4 студент должен:
знать понятие и основные виды субъектов международного таможенного права; общую характеристику ВТО как институциональной основы международного таможенного сотрудничества;
уметь классифицировать субъектов международного таможенного права; выделять таможенные вопросы в сфере деятельности различных международных организаций как субъектов международного таможенного права;
владеть навыками различения особенностей международно-правового статуса субъектов международного таможенного права.
Понятие и виды субъектов международного таможенного права
Субъект международного права – категория объективная. Она определяется природой международного сообщества как сообщества суверенных государств.
Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, участвующий (либо имеющий возможность участвовать) в определенных международных отношениях, урегулированных нормами международного права.
С понятием субъекта международного права связано понятие правосубъектности. Правосубъектность означает способность обладать правами и обязанностями и осуществлять их в ходе международного общения.
Основными субъектами международного права являются государства. Только они в силу своего суверенитета способны придать этому понятию международного права юридически обязательный характер. Государство, будучи основным субъектом международного права, является и основным субъектом права договоров. Договор – это основной источник международного права, форма закрепления и выражения международно-правовых норм. В силу своего суверенитета государства создают международное право, определяют его ОГЛАВЛЕНИЕ и обеспечивают соблюдение. Иными словами, государство – первоначальный субъект международного права.
Так как международное право является нормативной подсистемой международной системы в целом, а в международной системе основной субъект, выступающий на международной политической арене – это государство, то и международное право, призванное регулировать отношения между субъектами международной системы, создается субъектами этой системы и поскольку основной принцип международного взаимодействия – это равенство государств в международных отношениях, и на международном уровне нет надгосударственного органа, издающего общеобязательные веления (нормы), то международное право носит согласительный характер, разрабатывается на основе соглашения государств как основных субъектов международного права. Отражая реальное положение, международное право закрепляет основные права и обязанности государств. Государства – первичные субъекты международного права и международного таможенного права как части самостоятельной отрасли международного права.
Помимо государств субъектами международного права являются также и международные организации. Государства с учетом потребностей международного сообщества наделили правосубъектностью международные организации.
Международные организации являются вторичными субъектами международного права. Они обретают свой международно-правовой статус, т.е. становятся субъектами международного права, благодаря первичным субъектам международного права – государствам. При этом международные организации подразделяются на международные межправительственные организации и международные неправительственные организации. Статусом субъектов международного права согласно господствующей в теории международного права точке зрения обладают только международные межправительственные организации.
Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора, созданное для осуществления того или иного вида сотрудничества, имеющее необходимую систему органов и обладающее автономными правами и обязанностями, объем которых определяется волей государств- членов.
Таким образом, выделяют шесть признаков международной организации:
1) создание организации в соответствии с международным правом;
2) учреждение на основе международного договора (конвенционный базис);
3) осуществление международной организацией сотрудничества в конкретных областях деятельности;
4) наличие постоянной организационной структуры;
5) наличие прав и обязанностей организации;
6) самостоятельные международные права и обязанности организации.
Т. Н. Нешатаева подчеркивает, что международные организации "создаются государствами по необходимости и возникают из объективных потребностей международных отношений" [1].
В настоящее время одной из важнейших тенденций международных отношений, в том числе тенденцией международного права, является возрастание роли международных организаций. Растет число и значение проблем, которые могут быть решены лишь совместными усилиями государств. Увеличивается и число государств. В результате приобретает первостепенное значение задача организации их сотрудничества, которую как раз и выполняют международные организации – инициаторы международного сотрудничества государств. Международные организации обеспечивают институциональную, т.е. постоянную организационную основу сотрудничеству государств.
Дальнейшее повышение роли организаций обусловлено развитием процесса глобализации. Они становятся все более важным инструментом повышения управляемости международной системы, которая диктуется необходимостью решения глобальных проблем.
В международном таможенном праве как отрасли международного права основными субъектами являются государства и международные межправительственные организации.
Помимо государств и организаций участвовать в договорах могут и иные субъекты. Широкое распространение получили взгляды, согласно которым субъектом международного права является индивид. Такие взгляды, какими бы благородными побуждениями они ни инициировались, не соответствуют реалиям современного международного права. Характер международного права, его ОГЛАВЛЕНИЕ и механизм действия определяются природой регулируемых отношений. Эти отношения являются межвластными, межгосударственными отношениями и поэтому индивид не может быть субъектом международного права.
Положение не меняется от того, что субъектами этих отношений являются межгосударственные организации. Они созданы для обслуживания все тех же межгосударственных отношений. Субъектами этих отношений могут быть лишь не подчиненные иной власти образования, способные независимо осуществлять права и выполнять обязанности. Физические и юридические лица, подчиненные внутреннему праву государства, не вправе быть субъектами властных, межгосударственных отношений и соответствующего права.
Это вовсе не означает, что государства не имеют права создавать нормы, предоставляющие физическим и юридическим лицам определенные права и возлагающие на них определенные обязанности. По соглашению государств права и обязанности человека могут непосредственно вытекать из международных договоров.
Нетипичные субъекты международного права – выражение, которым обычно обозначают образования, не обладающие качествами, необходимыми для субъекта, но тем не менее, признаваемыми в качестве такового. Такие случаи носят исключительный характер и объясняются необходимостью правового урегулирования особой ситуации. Решение вопроса зависит от других государств, которые считают такой способ урегулирования наиболее целесообразным.
Согласно комментарию Комиссии международного права ООН под "иными субъектами" понимаются: Святой престол (Ватикан) и прочие международные образования, такие как повстанцы, которые в определенных обстоятельствах могут вступать в международные договоры. Таким субъектом может быть вольный город. В прошлом ими порой были колонии и их объединения.
Под наименованием "повстанцы" в качестве общего правила понимаются национально-освободительные движения, т.е. государства в стадии формирования.
Таким образом, в международном таможенном праве, как и в международном праве в целом, основными субъектами являются государства и международные межправительственные организации. Практически все государства участвуют в международном таможенном сотрудничестве, вынуждены участвовать, ибо все они имеют свои государственные (таможенные) границы, которые пересекают лица, товары и транспортные средства.
Сотрудничают государства как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, на многостороннем уровне – чаще всего в рамках международных организаций.
Международных организаций, занимающихся в той или иной степени таможенными вопросами, достаточно много. Они возникли в ответ на потребность в постоянной организационной основе международного таможенного сотрудничества.
Все международные организации – субъекты международного таможенного права – можно подразделить на универсальные и региональные по характеру представительства в них государств и по глобальности, масштабности решения таможенных вопросов.
Универсальные международные организации: ВТАО, Международный союз публикации таможенных тарифов, ВТО, ООН и ее специальные учреждения (ЕЭК ООН, ЮНКТАД ООН).
Региональные международные организации: ЕврАзЭС, СНГ, Европейский союз, Северо-Американская ассоциация свободной торговли – НАФТА (США, Канада, Мексика), "Андская группа" (Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор), южноамериканские страны, входящие в МЕРКОСУР, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и т.д.