Субъекты инвестиционной деятельности на рынке портфельных инвестиций

Начало формирования отечественного рынка портфельных инвестиций относится к 1990-м годам. Первоначально было необходимо создать основу правового регулирования предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, сформировать условия, обеспечивающие юридическую возможность привлечения средств частных инвесторов. К числу правовых актов, благодаря которым были созданы условия для формирования рынка портфельных инвестиций, следует отнести ГК РФ и Федеральный закон "Об акционерных обществах". В числе законов, имеющих непосредственное отношение к регулированию портфельных инвестиций, назовем Законы о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, Федеральные законы "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "Об ипотечных ценных бумагах", Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”".

Большое значение для регулирования отношений, возникающих на рынке портфельных инвестиций, имеют подзаконные акты, принимаемые уполномоченными органами. Подзаконные акты обеспечивают применение общих правовых норм, сформулированных в законах. Благодаря тому месту, которые подзаконные акты занимают в системе правовых норм, обеспечивается необходимый динамизм регулирования. В настоящее время существуют значительные объемы нормативного регулирования, сформированного нормотворческой деятельностью ФСФР России и Банка России. При этом опыт России не уникален. Соответствующие регулирующие органы в зарубежных странах принимают не меньшее число правовых норм, актов, адресованных профессиональным участникам.

В регулировании отношений, связанных с осуществлением портфельных инвестиций, большое значение имеет договор. В настоящее время размещение средств в ценные бумаги, иные инструменты, обращающиеся на рынке, практически невозможно без привлечения профессиональных участников. Взаимоотношения между инвесторами и профессиональными участниками, а также между профессиональными участниками в связи с размещением средств инвесторов имеют договорный характер.

Особенность договорного регулирования, складывающегося в связи с осуществлением портфельных инвестиций, состоит в том, что на условия таких договоров существенное влияние оказывают императивные нормы, сформулированные либо государством в законе, либо уполномоченным органом в подзаконном правовом акте, принятым в соответствии с компетенцией, установленной законом. Указанные императивные требования направлены на то, чтобы обеспечить стабильность работы национального финансового рынка, в том числе за счет дополнительных мер, направленных на защиту прав инвесторов. Таким образом, нормы договоров, условия которых разрабатываются сторонами, должны соответствовать императивным требованиям, установленным государством.

Появление новых форм инвестирования, усложнение самого процесса инвестирования постепенно привели к выделению специальной профессиональной деятельности лиц, предоставляющих услуги, связанные с портфельным инвестированием. Выше были названы виды инвестиционной деятельности. Рассмотрим более подробно каждый из названных видов.

Непосредственное инвестирование на рынке портфельных инвестиций не требует получения лицензии. Развитие современного рынка в то же время требует от инвестора специальных знаний, как экономических, так и правовых, для того чтобы в конечном итоге не потерять средства, инвестируемые в качестве портфельных инвестиций. Государство в лице органов законодательной власти, а также уполномоченных органов исполнительной власти (например, ФСФР России) предусматривает ряд требований, адресуемых к различным участникам рынка ценных бумаг (включая эмитентов ценных бумаг), направленных на защиту прав инвесторов. Такого рода требования содержатся, в частности, в Федеральном законе от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также в ряде нормативных правовых актов, принятых ФСФР России.

В современных условиях в качестве портфельных инвесторов все чаще выступают крупные брокерские компании, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, производственные предприятия, страховые компании, кредитные организации, т.е. такие организации, которые в силу объективных причин, с одной стороны, обладают значительными ресурсами для портфельного инвестирования, а с другой – могут обеспечить профессиональный подход к оценке перспектив принятия соответствующих решений об инвестировании средств. Такие инвесторы в законодательстве получили наименование "квалифицированные инвесторы"[1].

Сложность организации рынка портфельных инвестиций предполагает, что инвесторы, не относящиеся к числу квалифицированных, для осуществления инвестирования пользуются услугами профессиональных участников рынка, обладающих соответствующими лицензиями. Порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг определяется в соответствии с положениями Закона о рынке ценных бумаг.

В числе вопросов, связанных с регулированием портфельных инвестиций, особое место занимает проблема регулирования так называемых форм "коллективного инвестирования". Особенность регулирования таких форм состоит в том, что в ряде случаев они связаны с формированием самостоятельных правосубъектных организаций, таких как, например, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды[2]. Однако в большинстве случаев формы коллективного инвестирования (речь идет о паевых инвестиционных фондах) не связаны с формированием самостоятельной правосубъектной организации.

При создании паевого инвестиционного фонда речь идет об обособлении имущества паевого инвестиционного фонда, сформированного за счет средств пайщиков – держателей инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Это имущество, формируемое за счет средств пайщиков, размещается в эмиссионные и иные ценные бумаги, иностранную валюту, производные финансовые инструменты и др. Управление паевым инвестиционным фондом осуществляет управляющая компания. Под управлением управляющей компании может находиться несколько паевых фондов. Условия размещения средств, переданных управляющей компании в доверительное управление для последующего размещения в ценные бумаги и иные активы, обращающиеся на финансовом рынке, определяются в инвестиционной декларации данного паевого инвестиционного фонда. Регулирование деятельности акционерных и паевых инвестиционных фондов осуществляется в соответствии с Законом об инвестиционных фондах.

Порядок лицензирования деятельности на рынке производных финансовых инструментов (фьючерсов, форвардов, опционов) определяется в соответствии с Законом РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" (далее в этой главе – Закон о товарных биржах), в котором не только содержатся определения категорий "фьючерс", "форвард", "опцион", но и устанавливаются требования к порядку обращения указанных стандартных контрактов (финансовых инструментов) на биржевом рынке. Указанные финансовые инструменты также являются объектами инвестирования для портфельных инвесторов.

Указанный Закон содержит определение категории "биржевые сделки", скорректированное в связи с принятием Федерального закона от 25 ноября 2009 г. № 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ № 281). Определение категории "биржевые сделки" как в действующей ранее редакции, так и в редакции ФЗ № 281 в совокупности с определением категории "биржевой товар", данным в ст. 6 Закона о товарных биржах, позволяли (и позволяют в настоящее время) распространять действие данного Закона не только (и не столько) на собственно товарные рынки в обычном понимании категории "биржевой товар" сколько на рынки так называемых "производных инструментов", или иначе – на операции, совершаемые на так называемом рынке срочных сделок[3]. На начальном этапе речь шла прежде всего о биржевых фьючерсах, причем, как правило, беспоставочных, базисным активом в которых были такие активы, как валюта, ценные бумаги, т.е. нетоварные активы. Данная особенность отличала становление отечественного рынка производных инструментов от традиционных рынков, в частности рынка США[4].

В числе видов профессиональной деятельности на финансовом рынке помимо оказания услуг по размещению инвестиций, оказываемых непосредственно инвесторам, представляется возможным выделить также деятельность так называемых организаций инфраструктуры рынка. К числу такого рода организаций следует отнести:

– организации, обеспечивающие учет прав на ценные бумаги (реестродержатели и депозитарии);

– организации, деятельность которых направлена на то, чтобы содействовать заключению сделок на рынке портфельных инвестиций (организаторы торговли, фондовые биржи, биржи производных финансовых инструментов (срочные биржи));

– организации, деятельность которых направлена на организацию расчетов по заключенным сделкам (клиринговые организации).

Порядок осуществления расчетов по сделкам, заключенным на финансовых рынках, регулируется Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности". В указанном Законе содержится определение таких базовых для клиринговой деятельности понятий, как "клиринг", "неттинг", "центральный контрагент", "клиринговый пул". Вступление в силу данного Закона создало необходимые предпосылки для повышения надежности и прозрачности проведения расчетов на рынках финансовых инструментов.