Субъекты, действующие в сфере СМИ, их правоотношения
В соответствии с российским Законом о СМИ в их деятельности принимают участие субъекты, различающиеся по своей роли, обязанностям и результатам работы. Здесь действуют учредители, собственники или инвесторы, редакции (редакторы), редакционные советы, редколлегии, объединяемые понятием "издатель", присутствуют юридические лица и лица не юридические, общественные организации (советы и редколлегии). Закон о СМИ подробно регламентирует внутренние отношения между всеми участниками этой деятельности. Так, учредителем может быть любой, достигший 18 лет гражданин Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут быть учредителями в отличие от иностранцев, которые таким нравом не обладают. Правом учреждать СМИ обладают объединения граждан, трудовые и журналистские коллективы, религиозные и прочие объединения. Этим объясняется достаточно большая номенклатура газет, журналов, электронных СМИ. В структуре российских СМИ присутствуют издания частные, корпоративные, общественные, государственные, издания местных органов самоуправления и других органов. Государственная регистрация СМИ имеет уведомительный характер. И это предполагает проверку законности организации СМИ, а также материальную состоятельность учредителя. В зависимости от масштабности СМИ, его аудитории регистрация может осуществляться на уровне федеральных органов исполнительной власти (Минкомсвязь России), при других показателях – регистрация осуществляется соответствующим органом субъекта РФ или территориальным органом.
Если СМИ считать определенные формы представления информационных ресурсов, то почему бы именно их и не рассматривать как предмет отношений, а регулирование прав, обязанностей и ответственности различных субъектов, участвующих в процессе создания и доведения до пользователя сформированной информации, – как объект правового регулирования правоотношений. Колоссальное значение СМИ для информирования населения, для формирования мировоззрения и решения многих проблем информационного общества, а также сложность и многослойность отношений разных субъектов в системе СМИ создают основания для выделения этого комплекса отношений в специальную подотрасль информационного права. В Италии, например, действует Информационный кодекс, который касается исключительно сферы отношений, связанных со средствами масс-медиа.
В любом случае, в сфере СМИ переплетаются отношения автора и журналиста с редактором (редакцией), с издателем (издательством); субъектов внешней среды, где черпается информация, и распространителем издания СМИ; издатель взаимодействует с типографиями и субъектами распространения его продукции. Но и в процессе создания отдельного СМИ участвуют разные субъекты: учредители, собственники (инвесторы), издатель, органы исполнительной власти, обеспечивающие регистрацию СМИ и при необходимости их учреждение. Этим и объясняется, что в данном круге отношений реализуется не только информационное право, но и нормы гражданского, трудового, финансового права и пр.
Особую область отношений издателя, представляющего конкретный информационный объект (газету, журнал, электронную их форму), составляют отношения с читателями этих изданий, а также с субъектами, интересы которых затрагиваются в публикуемых материалах. Эта гpynna отношений также регулируется правом и весьма трудна в правоприменении. Однако ряд отношений, нарушающих права граждан и их личные или публичные интересы, влекут юридическую ответственность и соответствующие меры наказания.