Субъективные методики
Следует подчеркнуть, что субъективность этих методик определяется не противоположением их какому-то объективному измерению, а тем, что психологическое измерение осуществляется на основе информации, даваемой испытуемым о самом себе. Как отмечалось ранее, специфика психологического метода содержит подверженность измерения влиянию субъективного фактора. В данном случае степень этого влияния на конечный результат более значима, так как ответы испытуемого зависят в большей степени от его настроения, состояния, уровня интеллекта (понимания содержания вопроса), семантики и лингвистики темы опроса. Именно поэтому вопросники формируются с учетом защиты от субъективного фактора.
Субъективные методики можно подразделить на несколько видов, к которым относят личностные и специальные опросники, анкеты, интервью, биографические методики, метод описания собственного поведения в определенных ситуациях, герменевтические методики и др.
Личностные и специальные опросники, анкеты представляют собой метод сбора, обработки и интерпретации ответов испытуемых на вербализованые в форме многоальтернативного, дихотомического или открытого перечня вопросов-утверждений по одной или нескольким темам. Как правило, эти перечни строятся по принципу прямого или непрямого (косвенного) опроса людей.
Прямые опросники и анкеты более подвержены субъективизму и применяются в ситуациях, когда испытуемые не заинтересованы в сокрытии истины или мало подвержены влиянию на ответы их личностных особенностей.
Непрямые опросники составлены по принципу сформированности вопроса, отражающего производную второго или третьего порядка истинного признака исследуемого явления. Здесь пункты теста как бы не относятся к теме, а отражают лишь отдаленный ее след. Например, исследование шизоидной акцентуации характера в клинических опросниках приводит исследователей к оценке степени аутизации субъекта, т.е. одним из признаков второго порядка шизоидности является аутизм. Одним из признаков (уже третьего порядка) аутизма является нежелание человека находиться в шумных, многолюдных компаниях. Таким образом, вопрос в тесте может иметь следующую редакцию: "Вы любите бывать на веселых, шумных вечеринках?". Признаковый ответ – "Нет".
Личностные опросники и анкеты имеют наибольшее распространение в практической психологии. Они наиболее просты в применении, обработке и интерпретации, хотя многие из них имеют низкую надежность и валидность.
К группе характерологических методик, направленных на изучение характера человека, относятся мотивационные опросники, опросники оценки эмоционально-волевых качеств и коммуникативности субъекта. Ниже приводятся некоторые из них.
1. Миннесотский многоаспектный личностный опросник (ММРГ) (С. Хатуэй, Дж. Маккинли, 1940).
2. Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) (диагностика больных с хроническими и соматическими заболеваниями) (1983).
3. Мичиганский скрининг-тест алкоголизма (раннее выявление алкоголизации) (М. Селзер, 1971).
4. Патохарактерологический диагностический опросник (Е. А. Личко, 1970).
5. Опросник "Шестнадцать личностных факторов" (16-pf) (Р. Кеттелл, 1950).
6. Опросник Шмишека (оценка типов акцентуаций) (Г. Шмишек, 1970).
7. Тест юмористических фраз (ТЮФ) (оценка личностных особенностей человека, связанных с пониманием юмора) (А. Г. Шмелев, В. С. Болдырева, 1982)[1].
8. Опросник самоотношения (исследование комплекса факторов самоотношения) (В. В. Столин, 1985).
9. Личностный опросник Айзенка (EPI-63; EPQ-69) (Г. Айзенк, С. Айзенк, 1963, 1969).
10. Характерологические акцентуации личности и нервно-психическая неустойчивость (ХАЛ-НПН) (Д. И. Шпаченко, 1986).
11. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) (модификации MMPI) (разработка НИИ им. В. М. Бехтерева).
12. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО–AM) (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, 1990).
13. Опросник самораскрытия (модификации опросника С. Джурарда (С. М. Джурард, 1958).
14. Опросник Кейрси (оценка типичных способов поведения и личностных характеристик) (1995).
15. Психодиагностический тест (ПДТ) (разработан на основе MMPI, 16-pf) (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский, 1985).
16. Анкета-прогноз (А. В. Баранов, С. В. Чермянин).
17. Опросник Стреляу (определение типа темперамента) (Я. Стреляу, адаптация МГУ, 1987).
Мотивационные опросники предназначены для исследования потребностно-мотивационной сферы человека. К ним можно отнести следующие методики.
1. Опросник потребности в достижении (оценка особенностей мотивации достижения) (Ю. М. Орлов, 1978).
2. Шкала мотивации достижения (AMS) (Т. Гесьме, Р. Нигард, 1970).
3. Шкала достижений с предпочтением риска (MARPS) (А. Мехрабиан, 1968).
4. Опросник Херманса (оценка мотивации у детей 10– 16 лет (1971) и взрослых (1976) (X. Хермане, 1970).
5. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (оценка направленности личности) (Е. А. Климов, 1972).
6. Профессионально-личностный опросник (НЛО) (оценка военно-профессиональной направленности молодежи) (П. В. Петров, А. Т. Ростунов, 1985).
7. Личностный ориентационный опросник (The Orientation Inventory, модификации: "Личностная направленность", "Ценностные ориентации личности", "Ориентировочная анкета") (М. Басс; адаптация В. Смекал, М. Кучер, ЧССР; публ. 1977).
8. Шкала оценки мотивации к достижению цели (Т. Элерс).
9. Методика оценки мотивации к избежанию неудачи – самозащите (Т. Элерс; адаптация М. А. Котик, 1981).
10. Опросник мотивации одобрения (Д. Краун, Д. Марлоу, адаптация В. Л. Марищук и др., 1984).
11. Методика для измерения мотивации аффиляции (А. Мехрабиан).
12. Методика диагностики ценностных ориентаций (М. Рокич).
13. Мотивационный личностный опросник (МЛО) (Б. В. Кулагин, 1981).
14. Опросник личностных ориентаций (РОI) (адаптация МГУ, 1987).
Опросники оценки эмоционально-волевых качеств предназначены для исследования эмоционально-волевой сферы человека.
1. Шкала проявления тревожности (MAS) (Ж. Тейлор, 1953).
2. Шкала локуса контроля (Locus of Control Scale) (Дж. Роттер, 1950)[2].
3. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, 1984).
4. Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) (С. Р. Пантелеев, В. В. Столиц).
5. Опросник волевого самоконтроля (ВСК) (А. Г. Зверков, Е. В. Эйдеман).
6. Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) (Ч. Д. Спильбергер, 1966) (адаптирован Ю. Л. Ханиным, 1976).
7. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, П. П. Мирошников, В. Б. Шарай, 1977).
8. Опросник самооценки эмоционального состояния (А. Уэсман, Д. Рикс).
9. Методика оценки уверенности в себе (С. А. Рейзас, опубликована в 1990-м).
10. Тест-опросник самоотношения (ОСО) (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев, 1987).
11. Шкала риска (RSK) (оценка тенденции к риску в условиях физической угрозы) (Г. Шуберт).
Опросники оценки коммуникативных качеств выполняют функцию инструмента психологического исследования таких качеств личности, как общительность, умение организовывать и руководить людьми, а также оценки межличностных отношений в группе. К ним относятся следующие.
1. Тест "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС) (В. В. Синявский, В. А. Федорошин).
2. Тест оценки общей способности к управленческой деятельности" (ОСУД) (Л. Д. Кудряшова, 1986).
3. Анкета "Межличностная диагностика стиля взаимодействия" (МДСВ) (или "Оценки типов реагирования в конфликтных ситуациях") (К. Н. Томас).
4. Оценка ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) (ранжирование качеств объектов – оценка ЦОЕ как меры сходства оценок) (А. В. Петровский, 1979).
5. Опросник "Методика социально-психологической самоаттестации коллектива" (Р. С. Немов, 1982).
6. Методика определения уровня социально-психологического развития коллектива (Р. С. Немов, 1980).
7. Методика для изучения социально-психологичесского климата первичного производственного коллектива (А. Н. Лутошкин, 1977).
8. Экспресс-методика "Диагностика социально-психологического климата" (А. Ю. Шалыто, О. С. Михалюк, 1990).
9. Методика диагностики социально-психологического климата (Б. Д. Парыгин, 1981).
10. Методика оценки психологической атмосферы в группе (Ф. Фидлер, адаптация Ю. Л. Ханина, 1980).
11. Методика оценки удовлетворенности от принадлежности к группе (А. Я. Головановский, 1980).
12. Опросник удовлетворенности трудом (В. П. Захаров, 1982).
13. Опросник для изучения привлекательности труда (ΠΤΡ-Ι) (В. М. Снетков, 1990).
14. Методика оценки удовлетворенности групповым членством (Р. Л. Кричевский, Μ. М. Смирьянова).
15. Методика межличностной диагностики (ICL) (Т. Лири, Р. Лафорж, Р. Сакзек) (опубликована в России в 1978 г.).
16. Методика диагностики производственного конфликта (присвоение объекту определенного цвета) (С. М. Шуркин).
17. Социометрия (Дж. Морено, 1951).
Описание собственного поведения в определенных ситуациях – это метод исследования поведения человека в типовых или нестандартных, экстремальных ситуациях. Ситуация, по мысли авторов, представляет собой объективно-личностный срез жизнедеятельности человека. Сама ситуация становится единицей психологического анализа и содержит концентрированное отражение личности субъекта. В частности, примерами такого подхода в практике психодиагностики являются методы исследования и интерпретации сочинений испытуемых на тему-воспоминание, а также "Метод последовательной динамической оценки" (МПДО) (Б. Я. Шведин, 1989).
Герменевтические методики занимают особое место в ряду психологических методов. Их суть – нетрадиционное переживание исследователем состояния испытуемого, когда психолог "входит в образ" испытуемого и изнутри, при помощи неких признаков, отражающих жизнедеятельность индивида, старается понять мотивацию и ОГЛАВЛЕНИЕ его поступков. В качестве методик, при помощи которых якобы внутреннее является во внешнем, могут использоваться следующие.
1. Физиогномическое наблюдение.
2. Оценка структуры репрезентативной системы человека в виде формализованного фрагмента нейролингвистического программирования (Р. Бэндлср, Дж. Гриндер).
3. Физиогномическая оценка личности (ФОЛ) (формализация И. Н. Носса, 1996).
4. Клиническая перекрестная беседа.
5. Целенаправленное наблюдение.