Субъективная представленность (презентация) потребностей
Недостаток запасов у организма создает для субъекта задачу их пополнения, и эта задача представлена не организму, а субъекту деятельности, например в виде чувства голода или жажды, а на их основе – влечения к какому-либо виду пищи или воде.
Чувство голода, как и жажды, рождается не из дефицита питательных веществ и воды в клетках организма, и даже не из дефицита запасов, а представляет собой избирательное отражение жизненной задачи или порождение субъективной представленности потребности субъекту в виде влечения к чему-то, отвращения от чего-то, интереса или страха чего-то. То есть субъективная презентация потребностей является самостоятельной задачей субъекта деятельности, как и задача снятия этой субъективной представленности (презентации). Этим объясняется, почему человек с большим запасом питательных веществ часто имеет больший аппетит, чем худой человек с малыми запасами жира, а снятие чувства голода и жажды достигается сразу после еды и питья, хотя питательные вещества и вода еще не перешли в кровь организма. И голод, и жажда носят предупредительный, опережающий характер по отношению к задаче организма в обеспечении себя энергией, поэтому они порождаются задолго до реального дефицита в организме и исчезают сразу после пополнения запасов. Их задача – сигнализировать субъекту о необходимости поиска пищи или воды, т.е. о необходимости решать в ближайшее время актуальные жизненные задачи. А поскольку принятие пищи и воды сопровождается переживанием удовольствия, то еда и питье могут стать самостоятельной задачей, связанной с получением удовольствий и к тому же подчиняющейся принятым в жизни ритуалам (завтрак, обед, ужин). Но при тяжелых эмоциональных переживаниях или в минуты опасности, когда решается важная биологическая или социальная задача, чувство голода, как представление менее важной задачи, не возникает – человек как бы забывает о еде.
В то же время мы часто съедаем излишне много вкусной и сладкой пищи (у нас нс пропадает желание потреблять эту еду даже при ощущении, что пищи в желудке много). При заболевании нервной анорексией человек полностью теряет аппетит и перестает есть при явном дефиците питательных веществ в организме. Принуждение этих больных к еде приводит к рвотному рефлексу, и требуется особая работа психотерапевта по выводу больного из такого состояния.
Поскольку функция субъективной представленности (презентации) субъекту пищевой потребности заключается не в запуске поведения, а только в создании готовности к поведению (или чтобы запустить поисковое исследовательское поведение), то даже возникшее чувство голода может исчезнуть, если нет условий для успешного пищедо- бывательного поведения. В многочисленных повторах экспериментальной ситуации с лишением животных пищи или воды было показано, что с длительностью депривации растет число поисковых движений, например, голодной собаки в клетке (рис. 13.1, а).
Но выяснилось, что если от движений животного условия в клетке не меняются и пищу или воду нельзя обнаружить в клетке, то часть животных снижают свою двигательную активность и почти перестают двигаться, как бы пережидая период отсутствия пищи или воды (рис. 13.1, б).
Рис. 13.1. Зависимость двигательной активности от условий депривации
Если в клетку, где находятся эти животные, пропустить луч света, то животные сразу увеличивают число проходов по клетке, реагируя на пересечение ими светового луча, т.е. возникает исследовательское поведение.
В ситуации длительного лишения пищи часто выгоднее не тратить энергию на ее поиски, а переждать ситуацию, если нельзя покинуть это место. Опросы людей, практикующих лечебное голодание, подтверждают, что чувство голода растет в первые с начала голодания 4–5 дней, а затем исчезает вообще и появляется вновь только при истощении запасов в организме. Чувство голода никогда не исчезает при малых, но постоянных приемах пищи – организм заставляет искать ее в больших количествах.
При постоянном наличии нужных условий и автоматическом способе их получения субъекту не нужна субъективная представленность нужды в них. Уже говорилось, что человек никогда не ощущает отсутствие кислорода, переживая недостаток воздуха как удушье (от скопившегося в крови углекислого газа, который должен быть удалей через легкие). Но человек ощущает наличие посторонних примесей газов в воздухе, от которых он может избавиться, либо устранив источник запахов, либо покинув это место.
Отсутствие нужных витаминов в организме переживается лишь как аппетит к пище, богатой такими витаминами, а нарушение углеводного обмена при сахарном диабете ощущается лишь как плохое самочувствие, а не как отсутствие в клетках глюкозы. Все дело в том, что субъект свою задачу выполнил – он доставил организму пищу, а сбои обменных процессов в организме или наполнение пищи нужными веществами в задачах субъекта природой не предусмотрены. Однако надо отметить, что в трудных ситуациях организм вмешивается в процесс порождения субъективной представленности, например пищевой потребности, меняя привлекательность пищевых объектов.
Уже говорилось об изменении аппетита человека к пище, богатой недостающими витаминами или минеральными солями, – такая пища (ее запах и вкус) кажется привлекательной. Известно, что у космонавтов на орбите меняется вкус по отношению к ранее привычной земной пище в связи с ненормально высокой потерей солей из организма. Мы знаем, как меняется вкус у будущих матерей, а также у людей с недостатком кальция в костях (дети и взрослые с удовольствием едят мел).
Когда крысам предлагаются три чашки с водой, в одну из которых добавлен сахар, в другую спирт, а третья остается чистой, то вначале они пьют воду из ближней к ним чашки, а через некоторое время часть крыс начинает пить только воду с сахаром, часть – только со спиртом, часть только чистую воду, а остальные пьют из любой чашки в случайном порядке.
Известно, что северные олени подбирают и поедают мертвых птиц и их кости для восполнения дефицита кальция и при возможности даже охотятся на птиц. Также известно, что животные при заболеваниях ищут по запаху и вкусу травы, помогающие им выздоравливать. В исследованиях было показано, что если крыс несколько дней кормить пищей, в которой нет витамина В, а затем дать корм с витамином В и без витамина, то крыса выбирает ту кормушку, где есть пища с витамином В. Если у крысы удалить кору надпочечников, то соль перестает задерживаться в организме и выводится. Такая крыса пьет только соленую воду (3%) и поглощает с водой соли в 15 раз больше нормы.
А. Н. Леонтьев рассказывал о своих наблюдениях за изменениями ощущений при замене сахара сахарином. Вначале сахарин многим показался по вкусу предпочтительнее сахара. Но через некоторое время все стали жаловаться на то, что сахарин стали давать плохой – у него появился неприятный металлический привкус. А дело было в том, что сахарин – не органическое соединение и организмом не усваивается, поэтому организм изменил вкус потребляемого продукта в худшую сторону.
Мы подробно рассмотрели пищевую потребность, потому что на ней особенно ясно видно, что появление чувства голода как субъективной презентации пищевой потребности является самостоятельной задачей. Субъекту представлен дефицит не энергии и "стройматериалов", а их носителей – высококалорийной пищи, в качестве которой выступают различные объекты (живые и неживые). Субъект ищет не энергию, а пищевые объекты, а организм нуждается в энергии и "строительных материалах: вода и другие химические соединения.
Этому правилу подчиняются и другие потребности организма. Регуляция температуры тела и обеспечение кислородом никогда не начинаются с поведения – вначале срабатывают уровни морфологии и физиологии, а только затем появляется субъективное переживание и включается поведение. Исключение составляет потребность в безопасности и исследовательская потребность – это самостоятельные потребности субъекта и они не терпят отлагательств из-за возможной или явной угрозы жизни.
Реакция на сильное внешнее температурное воздействие или резко наступившую невозможность автоматического дыхания есть реакция не терморегуляционная или дыхательная, а защитная, обеспечивающая потребность в безопасности. И оборонительное поведение, и исследовательское есть проявление собственных потребностей субъекта природной деятельности, которые появляются на уровне субъекта как самостоятельные задачи, связанные с поведенческим способом адаптации (к ним также относится потребность в игре).
На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что субъективно, как переживаемые потребности, живому существу представлены или, как говорил А. Н. Леонтьев, презентуются те жизненные задачи, которые удовлетворяются в данных условиях только поведенческим способом. Еще раз отметим, что субъект деятельности не имеет потребностей в энергии, в температуре и кислороде. Это потребности организма. Но организм часто не может их получить без активности субъекта деятельности, обеспечивающей их доставку организму. И тогда потребности организма трансформируются в потребности субъекта в пищевых объектах, в комфортных по температуре и кислороду условиях и т.д. Субъект становится "хозяином" всех потребностей – и своих, и вида, и организма, а потребности организма и вида трансформируются в задачи влечения субъекта к пищевым объектам, к партнерам по размножению, к температурно- и кислородно-комфортным условиям.
Мы рассмотрели субъективную представленность жизненных задач на уровне природного субъекта.
Во-первых, это потребности организма, представленные как эмоциональные переживания голода и жажды, удушья и перегрева с последующим переходом их во влечения или отвращения от чего-то (например, стремления к свежему воздуху или воде, к температурному комфорту).
Во-вторых, это потребность вида в продолжении рода, переживаемая субъектом как сексуальное напряжение и стремление к партнеру, как забота о потомстве и т.д.
В-третьих, это потребности самого субъекта природной деятельности: чувство страха чего-то, интереса к чему-то, стремление к игре, к движению, отдыху.
А как человек узнает о своих социальных, в том числе личностных, потребностях?
Все социальные потребности не обязательны. Они появляются, развиваются, исчезают вслед за изменениями отношений человека. Социальные потребности часто представлены как жизненные цели человека, которые выбираются на основе знаний, личного опыта и влияний социального окружения. Эмоционально они обычно переживаются как желания и хотения человека.
Как и потребности природного субъекта, многие потребности человека как субъекта социальных отношений начинают осознаваться только при их депривации. Так, потребность в свободе объединений, информации, передвижений начинает проявляться в поведении при их ограничении либо для человека лично, либо для него как общественного деятеля, стремящегося к тому, чтобы никто не был лишен свободы выбора.
Потребность в профессиональном самовыражении не заметна до запретов заниматься своей профессией или невозможности предъявления людям результатов своей профессиональной деятельности. При этих ограничениях профессионал переживает дискомфорт как возмущение властями или отдельными людьми, препятствующими самовыражению. Этнические потребности часто не видны при благоприятном развитии этноса и выходят на первый план при притеснениях этноса, при внешней угрозе его геноцида, или, может быть, при новых возможностях развития этноса.
О том, как формируются, осознаются и развиваются социальные потребности, мы поговорим позже, а сейчас не можем не рассмотреть принципиальную характеристику потребностей, о которой уже говорилось ранее. Речь пойдет о предметности потребностей, потому что вопросы о роли потребностей в детерминации поведения и о развитии потребностей "упираются" именно в их предметность.