Сценарии развития и возможные геостратегии России в XXI веке

Геостратегия России должна предполагать на первом этапе преломление негативных тенденций в эволюции ее национальной силы и ликвидацию внешних угроз. С геополитической точки зрения первоочередной задачей является предотвращение распада страны.

В истории России существовало несколько циклов распада: первый цикл распада русского государства был связан с монголо-татарским нашествием; второй цикл распада связан со Смутным временем, которое спровоцировала смена царской династии; третий цикл распада связан с Февральской и Октябрьской революциями и был преодолен только после Гражданской войны. Последний цикл распада связан с крушением коммунистической парадигмы развития в СССР и продолжается до настоящего времени. Более кратковременные циклы связаны с усилением и ослаблением центральной власти.

То есть тенденции распада и последующего восстановления, сопровождающиеся нарастанием хаоса, а в последующем жесткости в управлении являются типичными для России, но неблагоприятные тенденции в динамике национальной силы современной России ставят вопрос о ее дальнейшем существовании. Вместе с тем многие западные исследователи считают, что дезинтеграция России имеет свои пределы. Особенностью России является "тот факт, что Россия стала одним из немногих среди ныне существующих 130 с лишним суверенных государств с постоянной территорией, не находившихся под иностранным господством в современную эпоху, свидетельствует о ее большой устойчивости как государства".

И действительно, даже среди великих держав Россия в данном случае представляет исключение.

Возможные сценарии изменения геополитического положения России предполагают:

– восстановление империи и в перспективе сверхдержавы;

– сохранение статус-кво и медленный распад, т.е. когда ее геостратегия будет определяться импульсами извне;

– создание мононационального, на основе общей культуры, государства и концентрация ресурсов в рамках существующих границ с поэтапным обретением национальной силы. Параллель в историческом плане представляет Московская Русь;

– распад России но аналогии с расчленением СССР.

Крайние варианты, как правило, маловероятны при любом научном анализе. Тем не менее распад России вполне серьезно анализировался в середине и в конце 1990-х гг. С точки зрения иностранных аналитиков, предотвращению распада страны способствовали следующие условия: наличие естественных монополий, связывающих все регионы страны, в первую очередь "Газпром"; этническая однородность населения; зависимость многих регионов от федерального центра.

Анализу возможности распада России, как уже указывалось, было посвящено много аналитических статей во второй половине 1990-х гг. как в иностранной, так и в российской печати. Они были достаточно актуальны в то время, что было связано с инерцией распада СССР. Ее поддерживала часть западной политической элиты, прикрывая данную цель... интересами самой России. Бжезинский писал: "России, построенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и Востока, что тем самым ускорило бы развитие самой России". Все это Бжезинский называет красивым словом – "геополитический плюрализм" и, с его точки зрения, США должны всемерно содействовать его развитию, т.е. распаду России.

Деградация и распад России возможны, с их точки зрения, как вследствие возникновения межэтнических и межрегиональных столкновений, так и вследствие техногенных катастроф, ввиду разрушения промышленного потенциала страны. Наибольшую угрозу для США представляет в этом случае возможность несанкционированного пуска ядерного оружия или попадание его к террористам; прекращение экспорта энергоносителей, особенно из Каспийского региона. При этом для предотвращения любого нежелательного развития событий США не исключают применения вооруженных сил как своих, так и союзников, в частности Турции.

В 2004 г. в прессе активно обсуждался доклад ЦРУ о возможности дезинтеграции и распада России на восемь независимых государств, что свидетельствует о том, что данная идея все еще находит своих сторонников в руководстве и политической элите США.

В настоящее время руководство России предпринимает серьезные усилия по преодолению негативных тенденций в геополитике страны. В 2000 г. принята Концепция национальной безопасности страны. В ее развитие в 2009 г. была принята Стратегия национальной безопасности России до 2020 г., утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

Принятие данной стратегии в условиях мирового финансового и экономического кризиса представляется обоснованной и необходимой мерой, поскольку социально-экономическая и политическая ситуация и в самой России, и в глобальном масштабе претерпела существенные изменения.

Решение возникших геополитических проблем требует, как это и происходило в предыдущие столетия, восстановления сильной и легитимной центральной власти в России. Сильная власть подразумевает воссоздание национально ориентированной элиты, уничтожение коррупции и восстановление дисциплины, т.е. управляемости . Это и составляет цель проводящейся в России административной реформы. В материальном плане это означает увеличение контроля над ресурсами, что невозможно без внешней поддержки или благожелательного нейтралитета других стран, и воссоздание экономической и военной силы. Восстановление сильной власти ставит на повестку дня реализацию геостратегии государства по основному вопросу: каким государством станет Россия – империей, великой державой наряду с другими или региональной слаборазвитой и колонизируемой территорией с жестким авторитарным режимом.

Для осуществления имперской идеи в России ощущается отсутствие влияния наднациональной идеи, какой в известные периоды ее истории было православное христианство и коммунистическая идеология, а также отсутствие ярко выраженного внешнего врага, поскольку геополитические соперники и противники России таковыми в массовом сознании не являются.

Препятствует возрождению России как великой державы постоянная динамика угасания национальной идентичности русского народа, которая в известной степени совпадает с аналогичными процессами на Западе. Ее усугубляет неконтролируемая миграция, которая захлестывает южные регионы России и мегаполисы. При этом необходимо учитывать, что уменьшающееся количество русского населения тоже имеет пределы. Как правило, в экстремальных ситуациях выживают сильнейшие, и среди них будут формироваться пассионарии, отсутствие которых, по мнению Л. Гумилева, способствует падению великих государств. Присоединение Крыма к России в марте 2014 г. способствовало взрывному росту национального самосознания русского и других народов России.

В экономических реформах перед Россией встает традиционная задача – необходимо определить параметры роста экономики, основанные на ее независимом развитии. Поскольку экономический рост необходимо обеспечивать за счет нововведений, за счет научных открытий, остро встает проблема финансирования науки и образования. При этом создается порочный круг, который по определению Д. И. Менделеева сводится к следующему: "выходит почти неразрешимая по виду дилемма: для обогащения нужно просвещение, а просвещение немыслимо без предварительного обогащения".

Эффективность геостратегии страны зависит, главным образом, от эффективности государства. Его деградация ставит под вопрос возможности ее реализации и возрождения национальной силы, а необходимость предотвращения распада страны, неизбежно будет требовать усиления роли государства, т.е. уменьшения неолиберальной составляющей в его политике.

Множество возможных геостратегий России во внешней сфере предполагают:

– кооперацию с Западом на основе существующего разделения труда;

– союз с Китаем и другими восточными государствами на положении равного или младшего партнера;

– союз или конфронтация с исламским миром.

Необходимо учитывать, что развитые страны стремятся сохранить свое место в существующей мировой иерархии и поэтому нетерпимость к тем странам, которые способны бросить вызов, возрастает.

Данная тенденция господства и экспансии Запада обусловлена экономически, исторически и геополитически. Нет никаких оснований предполагать, что Запад изменит свою политику, которую он проводил в течение последних тысячи лет. Это особенно явственно продемонстрировали события в Украине в марте 2014 г. Господство Запада, кроме официальных структур, поддерживается рядом неформальных, но могущественных клубов и опирается на ряд закрытых организаций, имеющих существенное влияние на принятие геополитических и геоэкономических решений.

Таким образом, выбор оптимальной геостратегии России достаточно сложная проблема, которая стоит перед политическим руководством страны. Невзирая на то обстоятельство, что Россия унаследовала от СССР положение великой державы и это подкреплено постоянным членством в Совете Безопасности ООН и других международных организациях, данное положение вследствие уменьшения ее национальной силы оказывается под вопросом. Научно обоснованная геополитика России в современных условиях, направленная на преодоление негативных последствий разрушения СССР, укрепления се национальной силы и национальной безопасности, должна способствовать существенному повышению роли России как великой державы в мировом сообществе.