Структуры, статусы, роли и нормы

Структура социальной системы выступает как совокупность взаимодействий, или ролей, которыми субъекты связаны для осуществления некоторой цели. "Для большинства аналитических целей наиболее существенная единица социальных структур – не лицо, а роль. Роль есть тот организованный сектор ориентации субъекта действия, который предназначает и определяет его участие в процессе взаимодействия"[1]. В "Социальной системе" Парсонс говорит о связке "статус – роль", где статус выражает "позиционный аспект", т.е. обозначает позицию, место рассматриваемой действующей единицы в социальной системе по отношению к другим. Роль же выражает "процессуальный аспект", то, что "действователь исполняет в отношениях с другими и в контексте функционального значения этого для социальной системы"[2]. При этом роль по рождению рассматривается как "статус".

Таким образом, структура социальной системы оказывается, в основном, структурой ролей. Роли, или ролевые образцы (паттерны – patterns), – это относительно постоянные каналы ориентации между действователем и социальным объектом. С точки зрения первого их называют "ролями", с точки зрения второго – "ролевыми ожиданиями"[3].

В рамках социальной системы для тех или иных ситуаций существуют институционализированные модели поведения, благодаря чему удовлетворяются определенные потребности. Поскольку социальные группы состоят из того или иного числа субъектов, то внутри них происходит взаимодействие, в котором находят свое выражение ориентации отдельных субъектов по отношению друг к другу и к некоторой коллективной цели. Постоянные взаимодействия предполагают наличие общих правил, так что каждый субъект знает, чего он может ожидать от других в данных ситуациях. Правила предписывают поведение субъекта в определенной ситуации, вследствие чего именно такого поведения от него и можно ожидать.

Поведение человека и социальной организации обусловливается у Парсонса нормативными предписаниями и ценностями, а общество рассматривается как социокультурная система, в которой человеческое поведение, а через него и общественные явления задаются (определяются) прежде всего культурными факторами, т.е. правилами поведения, ценностями, ожиданиями, ролями. Социализация означает процесс интеракции (усвоения) норм и ценностей по мере социального взросления человека.

Проблемами социализации и мотивации, ролевого поведения, сознательного и бессознательного Парсонс стал заниматься не без влияния, оказанного на него психологией и психоанализом, которыми он начал активно интересоваться с конца 1930-х гг. В 1955/56 учебном году Парсонс вел семинар в Бостонском психоаналитическом обществе и Бостонском психоаналитическом институте на тему "Социология и психоанализ". В 1956 г. он опубликовал работу под названием "Семья, социализация и процесс взаимодействия"[4], где описывал, каким образом психология (и психоанализ) связаны с теорией мотивации и социализации, а также с вопросами родства, которые у Парсонса составляли фундаментальные оси родственной подсистемы (позже он назвал ее социальной общностью). Эта работа включала как статьи, написанные Парсонсом единолично, так и статьи, написанные в сотрудничестве с Р. Бейлзом, Дж. Олдсом, М. Зелдитчем-мл. и Ф. Слейтером. Работа включала теорию личности, а также исследование ролевой дифференциации. Сильные интеллектуальные стимулы Парсонс получил от исследователя мозга Дж. Олдса, который был одним из основателей неврологии, а книга Олдса 1955 г. по вопросам обучения и мотивации в значительной мере появилась благодаря беседам автора с Парсонсом[5].

В 1975 г. Парсонс ответил на статью Джонатана X. Тернера "Парсонс как символический интеракционист"[6]. В своем ответе Парсонс признал, что теорию действия и символический интеракционизм не следует рассматривать как две отдельные, антагонистические позиции; напротив, они представляют собой перекрывающиеся структуры концептуализации[7]. Парсонс считал символический интеракционизм и теорию Герберта Мида ценным вкладом в теорию действия, которые конкретизируют некоторые аспекты теории личности.

Социологический практикум

Проблема социализации – одна из важнейших в социологии, социальной психологии и педагогике. Подготовьте письменную работу на 5–6 страниц о социализации в современной науке и у Парсонса.

Парсонс задался вопросом: "Что усваивает человек в процессе социализации?" "Главные культурные образцы" (сейчас вместо этого, уже устаревшего, термина говорят об артефактах), которые создаются многими поколениями людей, отражают характер и культуру нации и "никогда не являются принадлежностью одного или нескольких индивидов". Правила поведения, речевой этикет или научные теории – плод коллективного труда, которыми лично никто не владеет и которые каждый человек может усвоить в процессе обучения. Разумеется, у всех или большинства культурных артефактов есть свои авторы. Но что может поделать с ними отдельный человек? Разве что внести "побочное творческое (созидательное или разрушительное) изменение".

В теории Парсонса личность и социальная система рассматриваются как взаимно дополняющие миры, хотя при этом он подчеркивает, что система предопределяет личность.

Индивид со всех сторон, подобно волку в загоне, окружен общими нормами, стандартами, образцами и системами. Он вроде и не принадлежит сам себе. У него, как у солдата в армии, все чужое. Можно сказать, что человек – лишь индивидуальная матрица общепринятых норм и правил. Умрет он, и никто о нем не вспомнит. Появятся другие винтики в общественном механизме, которые будут представлять собой точно такой же унифицированный социальный материал. Выдающиеся личности, поправшие общественные нормы, способные перекраивать историческую карту и низвергать в прах общественные системы? О них Т. Парсонс и не вспоминает. Они не нужны социологу, ибо мешают ему разглядеть общий порядок вещей.

Человек для Парсонса вовсе не человек в общепринятом смысле – со своими заботами, неприготовленным завтраком, незаплаченными налогами, пропахший потом и не умеющий выражаться литературным языком, – а некий голиаф, гигантский образ абстрактного воплощения общечеловеческих черт. А как еще его мыслить, если четырьмя подсистемами человеческого действия Парсонс называет организм, личность, социальную и культурную системы. Куда все это поместится у обычного, ростом 1,76 м, весом до 90 кг и хромающего на одну ногу человека? Вот почему личность для Парсонса образует всего лишь "аналитически независимую систему". Аналитической системе под силу вместить в себя то, что не помещается в нормального индивида.

Скелетом общества, и Парсонс об этом догадался каким-то шестым чувством, должно быть нечто неподвижное, незыблемое. Тогда все встанет на свои места: подвижные функции вокруг неподвижной структуры. В этом есть известная логика. Особенно, если скелет и мясо общества выразить на языке социологических понятий, поскольку биологическое представление о них уже существовало.

Наилучшим кандидатом на роль неподвижного скелета выступает система социальных норм и статусов. Подобно кристаллической решетке, они образуют структурную основу общества. Парсонс так и поступил. Нормативный порядок – вот правильное социологическое наименование структуры общества. В этом понятии соединились два ключевых элемента – социальный порядок, загадку которого Парсонс взялся разрешить в самом начале карьеры, и социальные нормы, выражающие неизменные правила поведения, которые признаются всеми или большинством населения и на этой основе приобретают законную силу, т.е. становятся легитимными (рис. 12.4).

Рис. 12.4. Исходные элементы социальной системы Т. Парсонса

Человек упорядочивает свой мир, приобретает знания и опыт, обобщает их с помощью символических средств. Иначе говоря, он систематизирует социальную реальность, создаст социальные институты, которые облегчают его жизнь. В результате оказывается, что наш мир является упорядоченным, а порядок, в свою очередь, является результатом систематизации, которую человек осуществил с помощью своих действий. Цикл социального бытия замыкается: социальное действие начинает его, ибо человек разворачивает обустройство окружающего мира с этого действия, а, упорядочив свое бытие, т.е. создав социальные институты, культуру, социальную структуру общества, человек создаст тем самым благоприятные условия для разворачивания социального действия во всех сферах общества. Каждый элемент общества или событие понимаются Парсонсом как часть общей системы социального действия (general action system). Социальное действие пронизало собой все что только можно.

Социологический практикум

Как функционально связаны между собой статусы и роли, нормы и порядок?

Принимая решение, человек, по существу, наводит порядок в окружающем мире, и разрозненные факты сводит в систему, т.е. систематизирует данные. Он систематизирует социальную реальность, создавая инструменты этой систематизации – социальные институты. В результате оказывается, что наш мир является упорядоченным, а порядок, в свою очередь, является результатом систематизации, которую человек осуществил с помощью своих действий. Таким образом, мышление человека по природе системно, равно как и окружающий мир. Кстати сказать, и само общество, по большому счету, есть продукт мыслительной деятельности. Не удивительно, что Парсонс находит системы на каждом шагу. Для него социальное действие, личность, общество, принятие решений и многое другое суть социальные системы. И везде целое больше суммы своих частей.