Структурные фонды
Структурные фонды – это внебюджетные фонды ЕС, консолидированные в общий бюджет, ассигнования из которых используются для целевого финансирования мероприятий Союза в различных областях деятельности, требующих значительных затрат.
К числу структурных фондов относятся: Европейский фонд регионального развития, Фонд сплочения, Европейский фонд содействия и гарантий сельскому хозяйству (Европейский сельскохозяйственный фонд) и Европейский социальный фонд. Создание этих структурных фондов предусмотрено Договором о функционировании Европейского Союза.
Европейский фонд регионального развития осуществляет финансирование мероприятий, направленных на развитие отстающих регионов Союза. К таким регионам относятся: Греция, Португалия, Испания, Ирландия, Южная Италия, Восточная Германия, а также ряд новых членов Союза.
Фонд сплочения выделяет средства на мероприятия по охране окружающей среды и развитию инфраструктуры. Под инфраструктурой понимается в первую очередь развитие систем коммуникаций – дороги, трубопроводы, линии энергопередач.
Европейский сельскохозяйственный фонд оказывает материальную поддержку фермерству и осуществляет инвестиции в сельское хозяйство. Этот фонд является важнейшим структурным механизмом для обеспечения сбалансированного состояния в ценообразовании на общем сельскохозяйственном рынке.
Европейский социальный фонд финансирует социальные программы. Важнейшими направлениями его деятельности сегодня являются борьба с обездоленностью и безработицей.
Схема 5.28. Структурные фонды
Специальная законодательная процедура
Первый вид специальной законодательной процедуры – процедура консультаций. Это самая древняя и самая простая законодательная процедура. Изначально, до 1986 г., она являлась основной процедурой принятия решений в ЕС.
Особенностями этой процедуры являются быстрота и исключительно консультативный характер полномочий Европейского парламента.
Первой стадией процедуры консультации является правотворческая инициатива Комиссии. Инициатор представляет проект решения в Совет. За этим следует запрос Советом мнения Европейского парламента относительно проекта решения. Далее Европейский парламент высказывает свое мнение по проекту в виде заключения, оформляемого резолюцией. После чего Совет принимает решение единогласно (или квалифицированным большинством голосов) или отклоняет его. Юридически
Схема 5.29. Специальная законодательная процедура
Совет не обязан учитывать заключение Европейского парламента, но он обязан дождаться его поступления. Как сформулировал Суд в своем Решении по делу "SA Rquette Freres v. Council" (1982 г.), данное положение яатяется "существенным процедурным требованием" и его несоблюдение влечет аннулирование утвержденного акта.
На сегодняшний день эта процедура является основной специальной законодательной процедурой.
Процедура "Комиссия–Совет" и процедура консультаций являются порядками принятия решений, характерными и даже типичными для международных организаций.
Второй вид специальной законодательной процедуры – "Совет после одобрения Парламента принимает решение". Этот вид относится, например, к принятию некоторых незаконодательных актов – к договорам о присоединении новых государств-членов, отдельным международным соглашениям Союза с третьими странами и международными организациями и т.п.
Третий вид специальной законодательной процедуры "Парламент- Совет" применяется редко. Она состоит в том, что Парламент и Совет как бы меняются местами: Парламент запрашивает рекомендательное заключение Совета, а затем принимает решение. Эта процедура применятся, например, к актам о правовом положении депутатов Парламента, о статусе Омбудсмана, об осуществлении Европарламентом следственных полномочий и т.п.
Второй и третий типы специальной законодательной процедуры называются "процедурой санкционирования".