Структурная трансформация
Нововведения Дж. Уатта, М. Болтона, Дж. Уилкинсона, Г. Корта, Э. Картрайта создали в английской промышленности цепочку взаимного стимулирования отраслей тяжелой индустрии, производящих средства производства – оборудование, минеральное топливо (уголь) и железо. Хотя доля этих отраслей была не так велика, они обслуживали более быстро растущие отрасли легкой промышленности, производившие предметы более или менее широкого потребления; тем самым в национальном хозяйстве в целом произошел необратимый структурный сдвиг к увеличению доли промышленности: производительность труда в ней возросла за 1770–1840 гг. почти в 30 раз.
Изобретения горелок, выделявших светильный газ при сжигании каменного угля (У. Мердок, 1792 г.), и металлорежущих (токарных) станков (Г. Модели, 1797–1800 гг.) не только придало новый импульс замещению дерева как энергоносителя углем и как конструкционного материала (для кораблей, мельниц, станков) – железом, но и усилило эффект масштаба. Резко возросли размеры производственных сооружений (размеры доменных печей – в 50 раз) и появился фабричный непрерывный режим работы с ночными сменами (при искусственном освещении), что удешевляло выпуск массовой продукции. Станкостроение выделилось в особую отрасль промышленности.
Завершением революции в энергоносителях и конструкционных материалах стал паровой и рельсовый транспорт. Локомотивы и паровозы появились сначала на рудничных и шахтовых рельсовых колеях (1813–1814 гг.); значение дальнего транспорта железные дороги получили после нововведений инженера Дж. Стефенсона в 1825–1833 гг., а в 1840-е гг. рельсовые пути уже связали между собой все главные города Англии, дополнив густую сеть водных внутренних сообщений (среди которых общая протяженность каналов превысила величину судоходных рек) и стандартных шоссе шириной в 60 футов (около 21 м) по системе инженера Дж. Мак-Адама.
Железные дороги соединили главные центры ведущих отраслей промышленности с главными морскими портами страны: хлопчатобумажный Манчестер – с Ливерпулем; металлургический Бирмингем и керамический округ Стаффордшир – с Бристолем и т.д.
Вклад других стран в промышленный переворот. Диффузия инновации
Развертыванию английского промышленного переворота способствовали изобретения и инновации, сделанные в других западных странах, особенно в новообразованных США и во Франции. Наиболее важным для Англии изобретением в ее бывших североамериканских колониях стала машина, заменившая весьма трудоемкий процесс ручного отделения хлопкового волокна быстрой механической очисткой (1793 г.), – "джин" (gine, сокр. от англ. engine – "машина"). Хлопкоочистительная машина, придуманная механиком Илаем Уитни, привела к 100-кратному увеличению вывоза хлопка из южных штатов США и одновременно закрепила эти штаты в роли рабовладельческой периферии капиталистической мир-системы.
Независимо друг от друга и почти одновременно в США и Великобритании начались испытания паровых судов (1787–1788 гг.). Первый коммерческий пароход был построен в США Р. Фултоном (1807 г.); первые регулярные рейсы через Атлантику от Бристоля до Нью-Йорка (1837 г.) начал пароход "Грейт Вестерн", построенный величайшим, по мнению британцев, инженером в их истории – И. Брюнелем.
Войны между Англией и Францией позволили английским бизнесменам без дополнительных трат и стеснений внедрять новые французские технологии: применение новооткрытого газа хлора (К. Л. Бертолле, 1784 г.) и производство соды (Н. Леблан, 1793 г.) для отбеливания тканей; новые станки для механической обработки тканей – шелковых (Ж.-М. Жаккар, 1808 г.) и льняных (Ф. Жирар, 1810 г.).
В свою очередь, англичане приняли протекционистские меры, препятствовавшие экспорту текстильного и паросилового оборудования и технических инструкций. В этих условиях диффузия инноваций за пределы Великобритании нередко принимала формы промышленною "ренегатства" и шпионажа. Например (1789 г.), рабочий фабрики Аркрайта С. Слейтер, уехав в США, устроил там первую хлопчатобумажную фабрику (а затем еще 12), начав с воспроизведения бумагопрядильной машины по памяти. Слейтер умер миллионером, даже устроив вокруг своих фабрик городок своего имени (Слейтерсвилль, штат Род-Айленд). В захваченных Францией южных Нидерландах успешно организовали (1799–1801 гг.) хлопкопрядильное, а затем и машиностроительное фабричное производство, попирая вывезенные или тайно выведанные английские секреты, выходец из Ланкашира Вильям Коккериль (Кокрил) в окрестностях Льежа и фламандец Л. Бовен в Генте.
В других случаях диффузия инноваций происходила благодаря привлечению в другие страны британских инженеров-бизнесменов: А. Уилкинсона – для организации металлургического завода в Ле-Крезо во Франции (1782 г.); К. Гаскойна и Ч. Берда – для переоснащения казенных заводов в России (1786 г.). К. Гаскойн установил на Александровской мануфактуре в Петербурге первую в России паровую машину, а Ч. Берд основал первый русский частный механическо-литейный завод, где были созданы первые русские пароходы.
Урбанизация
До 1760 г. Лондон, уже крупнейший город всей Европы, оставался единственным большим городом Великобритании. К 1830 г. его население перевалило уже за 2 млн человек. Но к тому времени разрослись и другие города – в графствах страны, наиболее изобиловавших запасами угольно-железорудного сырья: Ланкашире (Манчестер и порт Ливерпуль), Варвике (Бирмингем), Йоркшире (Шеффилд, Лидс, Бредфорд), Нортумберленде (Ньюкасл), Ланарке (Глазго).
Население Шеффилда, Лидса, Бредфорда, Ньюкасла перевалило за 100 тыс. человек, Глазго и Бирмингема – за 200 тыс., Манчестера и Ливерпуля – за 300 тыс. Эти города были центрами ведущих отраслей промышленности: хлопчатобумажной (Манчестер); суконной, переместившейся из сельской местности обратно в города, теперь фабричные (Лидс, Бредфорд); металлургической (Бирмингем, Шеффилд). Во всех также развилось машиностроение. Наибольшим разнообразием промышленности отличался Глазго, крупнейший город-порт Шотландии; велико оно было и в Ньюкасле, оставшемся главным центром вывоза каменного угля. Ливерпуль стал превращаться, опережая Лондон, в главный экспортный порт для английского текстиля и металлоизделий.
Возникли крупные внестоличные биржи – Ливерпульская хлопковая (1841 г.), Шеффилдская фондовая (1844 г.) и др.
Индустриальные центры разрастались хаотично, застраиваясь стандартными кирпичными жилищами, об удобстве и ремонте которых никто не думал; становясь приютами для рабочих, они мало чем отличались от ночлежных домов для нищих, которые вместе с фабричными рабочими представали как одна масса пролетариев и пауперов.