Структуризация и формы общественного сознания
На рис. 1.4 представлены варианты структуризации общественного сознания но разным основаниям, а на рис. 1.5 — формы общественного сознания и связи между ними.
Рис. 1.4. Варианты структуризации общественного сознания
В реальности исследователь может обнаружить наряду с приведенными на рис. 1.5 множество иных форм общественного сознания.
Формы общественного сознания связаны между собой как элементы системы, их восприятие в процессе обучения, воспитания, социализации формирует уникальное индивидуальное сознание индивидов и общностей.
Поскольку в процессе социализации личность усваивает элементы общественного сознания, пропуская через свое сознание и интернализируя все его формы, в индивидуальном сознании проявляются и могут быть идентифицированы такие же и другие формы, элементы, подсистемы сознания. По-видимому, данная модель общественного сознания может быть применена и в качестве одной из моделей индивидуального сознания.
Рис. 1.5. Формы общественного сознания и связи между ними
В табл. 1.2 показаны основные категории и понятия, используемые применительно к формам общественного сознания.
Таблица 1.2. Основные категории и понятия форм общественного сознания
Форма общественного сознания |
Основные категории и используемые понятия |
||
Моральное |
Добро — зло, справедливо — несправедливо, честно — нечестно |
||
Идеологическое |
Полезно для поддержания власти — вредно для поддержания власти |
||
Правовое |
Законно — незаконно (с точки зрения той или иной области права) |
||
Философское |
Бытие — сознание, дух — природа, материальное — духовное |
||
Научное |
Научно обоснованное знание |
||
Обыденное |
Обыденное знание, собственный опыт и мнение, предрассудки, предубеждения, стереотипы |
||
Религиозное |
Угодно Богу — неугодно Богу |
||
Экономическое |
Выгодно — невыгодно |
||
Экологическое |
Полезно природе вредно природе |
||
Эстетическое |
Прекрасное — безобразное |
|
|
Мистическое |
Знаки зодиака, гадальные карты, приметы: рекомендуют — не рекомендуют то или иное поведение |
|
|
Космическое |
Вселенная, ее жизнь, освоение космоса |
|
|
Политическое |
Отражает цели, средства, интересы и отношения групп в процессе получения и удержания власти |
|
|
Системный подход требует рассмотрения явления, предмета всесторонне, что обеспечивает лучшее понимание его сущности и более точное воздействие, более компетентное решение проблем. В каждый конкретный момент в деловом и бытовом поведении человека, отдельных групп и их представителей обычно преобладают одна или несколько форм общественного сознания, которые и наибольшей степени определяют поведение, поступки, выбор решений, предпочитаемые критерии оценки и аргументацию для оправдания своих поступков. Получение представления о ведущей форме сознания, определяющей поведение человека или группы, — исключительно сложная и трудоемкая задача. Если такое представление получено, возникает проблема: как использовать полученное представление о ведущей или ведущих элементах морального сознания?
Если цель — приспособление, подстраивание к позиции партнера, то следует стремиться говорить на том же языке, что и партнер, применять те же понятия, категории, что и партнер, своего рода "зеркалить", подбирать аргументацию из арсенала того же элемента сознания, которым пользуется партнер.
Если цель — поиск взаимных интересов, поиск истины, разделяемой обеими сторонами, стремление к глубокому проникновению в суть вещей, к сотрудничеству, взаимопониманию, установлению отношений доверия, даже хотя бы достижению компромисса, следует стремиться к рассмотрению проблемы всесторонне, деликатно указывая на те аспекты явления, формы сознания, которые упущены из виду и игнорирование которых чревато неприятными сюрпризами в будущем.
Если цель — конфронтация, конфликт, следует нарочито демонстративно указывать па наличие аргументов и обстоятельств, связанных с иными элементами морального сознания, не относящимися к приоритетным для партнера, тогда может произойти нарастание непонимания.
Взаимодействие элементов общественного сознания приводит общество к необходимости устанавливать приоритеты, отвечающие текущей ситуации или интересам групп влияния. В системе личностной этики также происходит динамика значимости отдельных элементов и в соответствии с этим меняются поведение, установки, ценности, направленность, мотивы, оценки. При формировании в сознании сверхценной идеи поведение личности целиком подчиняется реализации этой идеи, при этом иные ценности могут рассматриваться как вторичные по отношению к цели такого уровня значимости, а средства выбираются без оценки их этичности. И в этом случае главенствует моральный принцип: "Цель оправдывает средства" или "В достижении такой цели все средства хороши". На базе такой идеи может возникнуть фанатизм. Такого рода идеи (например, приобретение и удержание власти, получение контроля над дефицитным ресурсом) могут возникать и в общественном сознании нации, государства, правящего класса и других общностей. Не случайно, по-видимому, политику априорно считают "грязным делом".
Приведем определения нескольких элементов морального сознания.
Принципы определены выше как внутренние незыблемые убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы его поведения и деятельности. Например: "Клиент всегда прав"; "Закон суров, но это закон"; "Цени по уму"; "Рассматривай все системно"; "Каждый человек — уникален".
Добродетели — понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добро деять — делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположное понятие — порок. Пример добродетелей: мужество, справедливость, умеренность, мудрость, вера, надежда, любовь.
Ценности — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; ценности положительные и отрицательные. Например, по М. Рокичу, существуют ценности инструментальные и терминальные; ценность для организации — сотрудники, профессионализм, коллектив.
Предназначения (миссия) — цель, смысл существования. Например, смысл существования организации в предоставлении клиентам качественных товаров и услуг по приемлемым ценам, акционерам — доходов на капитал на уровне не ниже банковских процентов, сотрудникам — справедливое отношение и качество трудовой жизни.
Предрассудки (буквально — мнение, предшествующее рассудку) — усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Например: в наше время все было лучше, все женщины — такие-то, а мужчины — такие-то, жители такого-то района — такие.