Структуризация и формы общественного сознания

На рис. 1.4 представлены варианты структуризации общественного сознания но разным основаниям, а на рис. 1.5 — формы общественного сознания и связи между ними.

Рис. 1.4. Варианты структуризации общественного сознания

В реальности исследователь может обнаружить наряду с приведенными на рис. 1.5 множество иных форм общественного сознания.

Формы общественного сознания связаны между собой как элементы системы, их восприятие в процессе обучения, воспитания, социализации формирует уникальное индивидуальное сознание индивидов и общностей.

Поскольку в процессе социализации личность усваивает элементы общественного сознания, пропуская через свое сознание и интернализируя все его формы, в индивидуальном сознании проявляются и могут быть идентифицированы такие же и другие формы, элементы, подсистемы сознания. По-видимому, данная модель общественного сознания может быть применена и в качестве одной из моделей индивидуального сознания.

Рис. 1.5. Формы общественного сознания и связи между ними

В табл. 1.2 показаны основные категории и понятия, используемые применительно к формам общественного сознания.

Таблица 1.2. Основные категории и понятия форм общественного сознания

Форма общественного сознания

Основные категории и используемые понятия

Моральное

Добро — зло, справедливо — несправедливо, честно — нечестно

Идеологическое

Полезно для поддержания власти — вредно для поддержания власти

Правовое

Законно — незаконно (с точки зрения той или иной области права)

Философское

Бытие — сознание, дух — природа, материальное — духовное

Научное

Научно обоснованное знание

Обыденное

Обыденное знание, собственный опыт и мнение, предрассудки, предубеждения, стереотипы

Религиозное

Угодно Богу — неугодно Богу

Экономическое

Выгодно — невыгодно

Экологическое

Полезно природе вредно природе

Эстетическое

Прекрасное — безобразное

Мистическое

Знаки зодиака, гадальные карты, приметы: рекомендуют — не рекомендуют то или иное поведение

Космическое

Вселенная, ее жизнь, освоение космоса

Политическое

Отражает цели, средства, интересы и отношения групп в процессе получения и удержания власти

Системный подход требует рассмотрения явления, предмета всесторонне, что обеспечивает лучшее понимание его сущности и более точное воздействие, более компетентное решение проблем. В каждый конкретный момент в деловом и бытовом поведении человека, отдельных групп и их представителей обычно преобладают одна или несколько форм общественного сознания, которые и наибольшей степени определяют поведение, поступки, выбор решений, предпочитаемые критерии оценки и аргументацию для оправдания своих поступков. Получение представления о ведущей форме сознания, определяющей поведение человека или группы, — исключительно сложная и трудоемкая задача. Если такое представление получено, возникает проблема: как использовать полученное представление о ведущей или ведущих элементах морального сознания?

Если цель — приспособление, подстраивание к позиции партнера, то следует стремиться говорить на том же языке, что и партнер, применять те же понятия, категории, что и партнер, своего рода "зеркалить", подбирать аргументацию из арсенала того же элемента сознания, которым пользуется партнер.

Если цель — поиск взаимных интересов, поиск истины, разделяемой обеими сторонами, стремление к глубокому проникновению в суть вещей, к сотрудничеству, взаимопониманию, установлению отношений доверия, даже хотя бы достижению компромисса, следует стремиться к рассмотрению проблемы всесторонне, деликатно указывая на те аспекты явления, формы сознания, которые упущены из виду и игнорирование которых чревато неприятными сюрпризами в будущем.

Если цель — конфронтация, конфликт, следует нарочито демонстративно указывать па наличие аргументов и обстоятельств, связанных с иными элементами морального сознания, не относящимися к приоритетным для партнера, тогда может произойти нарастание непонимания.

Взаимодействие элементов общественного сознания приводит общество к необходимости устанавливать приоритеты, отвечающие текущей ситуации или интересам групп влияния. В системе личностной этики также происходит динамика значимости отдельных элементов и в соответствии с этим меняются поведение, установки, ценности, направленность, мотивы, оценки. При формировании в сознании сверхценной идеи поведение личности целиком подчиняется реализации этой идеи, при этом иные ценности могут рассматриваться как вторичные по отношению к цели такого уровня значимости, а средства выбираются без оценки их этичности. И в этом случае главенствует моральный принцип: "Цель оправдывает средства" или "В достижении такой цели все средства хороши". На базе такой идеи может возникнуть фанатизм. Такого рода идеи (например, приобретение и удержание власти, получение контроля над дефицитным ресурсом) могут возникать и в общественном сознании нации, государства, правящего класса и других общностей. Не случайно, по-видимому, политику априорно считают "грязным делом".

Приведем определения нескольких элементов морального сознания.

Принципы определены выше как внутренние незыблемые убеждения человека, определяющие его отношение к действительности, нормы его поведения и деятельности. Например: "Клиент всегда прав"; "Закон суров, но это закон"; "Цени по уму"; "Рассматривай все системно"; "Каждый человек — уникален".

Добродетели — понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие добродетели подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добро деять — делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположное понятие — порок. Пример добродетелей: мужество, справедливость, умеренность, мудрость, вера, надежда, любовь.

Ценности — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; ценности положительные и отрицательные. Например, по М. Рокичу, существуют ценности инструментальные и терминальные; ценность для организации — сотрудники, профессионализм, коллектив.

Предназначения (миссия) — цель, смысл существования. Например, смысл существования организации в предоставлении клиентам качественных товаров и услуг по приемлемым ценам, акционерам — доходов на капитал на уровне не ниже банковских процентов, сотрудникам — справедливое отношение и качество трудовой жизни.

Предрассудки (буквально — мнение, предшествующее рассудку) — усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания — суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения. Например: в наше время все было лучше, все женщины — такие-то, а мужчины — такие-то, жители такого-то района — такие.