Структурирование территории проведения выборов
Все выборы проводятся на территориях избирательных округов и избирательных участков. Именно эти единицы являются основными территориями проведения выборов.
Под избирательным округом понимается территория, от которой избирается выборное лицо либо список кандидатов. Закон выделяет три вида избирательных округов: единый, одномандатный, многомандатный. Единый избирательный округ представляет собой всю территорию, на которой проводятся выборы. По единому округу избираются Президент РФ, списки кандидатов от избирательных объединений, главы муниципальных образований.
Под одномандатным избирательным округом понимается территория, от которой избирается один депутат. Выборные должностные лица не могут избираться по одномандатным избирательным округам.
Многомандатный избирательный округ – это территория, от которой избираются несколько депутатов (по мажоритарной избирательной системе) и в которой за каждого из них избиратели голосуют персонально.
Сразу оговоримся, что в случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. На наш взгляд, данная норма справедлива. Зачастую организация выборов по многомандатным округам не отражает сущность демократии и народного представительства. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка. Такое положение считается оправданным вследствие малочисленности населения указанных территорий.
Схема округов
Одномандатные или многомандатные избирательные округа образуются сроком на 10 лет на основании официальных данных о численности избирателей, формируемых ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля. Схему одномандатных или многомандатных избирательных округов определяет избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. В схеме округов избирательная комиссия обозначает их границы, определяет перечень муниципальных образований, населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указывает номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Разработанная схема представляется избирательной комиссией в соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования в зависимости от уровня выборов. Он, в свою очередь, утверждает схему избирательных округов, предложенную избирательной комиссией, не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. При этом указанный орган до окончательного утверждения схемы избирательных округов вправе вносить в представленную схему поправки.
Применительно к избирательно-правовым отношениям законодатель не определяет термин "поправка". Если использовать аналогию закона, применив положения Федерального закона от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", то под поправкой можно понимать любое изменение текста постановления избирательной комиссии о схеме округов: исключение, дополнение, новую редакцию данного постановления. Таким образом, соответствующий представительный орган власти вправе существенным образом изменить схему округов, предложенную избирательной комиссией.
На практике могут возникать ситуации, когда представительный орган власти на соответствующей территории отсутствует либо новая схема избирательных комиссий не утверждена в установленный срок данным органом. В таких случаях полномочия по окончательному утверждению схемы избирательных округов возлагаются на избирательную комиссию, организующую выборы (соответственно их уровню). Избирательная комиссия может принять одно из двух решений. Первое касается ситуации, когда прежняя схема округов соответствует требованиям избирательного законодательства, (в этом случае избирательная комиссия принимает решение о проведении выборов по прежней схеме округов).
Если же прежняя схема округов не соответствует требованиям закона либо признана решением соответствующего суда недействующей и не подлежащей применению, то избирательная комиссия самостоятельно утверждает новую схему округов. Такое решение избирательная комиссия вправе принять не позднее чем через пять дней со дня начала избирательной кампании (т.е. со дня опубликования решения о назначении выборов). Данное положение избирательного законодательства, на наш взгляд, нельзя назвать удачным, поскольку оно влечет возникновение ситуации, при которой выборы будут уже назначены, а схема избирательных округов еще не будет определена.
Если в субъекте РФ или муниципальном образовании проводятся выборы депутатов представительного органа первого созыва, то промежуточная схема избирательных округов утверждается соответствующей избирательной комиссией. Окончательная же схема округов утверждается тем органом, который назначил соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается избирательной комиссией, организующей выборы не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.