Структура Центрального банка РФ
Структура ЦБР - это единая централизованная система подразделений главного банка страны с вертикальной структурой управления, состоящая из определенной совокупности взаимосвязанных структурных единиц, обусловленных целями, задачами и компетенцией ЦБР.
В структуру ЦБР входят:
- центральный аппарат;
- территориальные учреждения;
- расчетно-кассовые центры;
- вычислительные центры;
- полевые учреждения;
- учебные заведения;
- другие организации (в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации), которые необходимы для осуществления деятельности ЦБР.
Органами управления ЦБР (центральный аппарат) являются:
- Председатель ЦБР;
- Национальный банковский совет;
- Совет директоров ЦБР.
Председатель ЦБР назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов по представлению Президента РФ. Одно и тоже лицо не может занимать должность Председателя ЦБР более трех сроков подряд.
Председатель ЦБР может быть освобожден от должности, но только в следующих случаях:
- истечение срока полномочий;
- невозможность исполнять служебные обязанности, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;
- подача личного заявления об отставке;
- совершение уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью ЦБР.
Особенностями правового статуса Председателя ЦБР является то, что он:
- действует от имени ЦБР и представляет его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
- председательствует на заседаниях Совета директоров; в случае равенства голосов, его голос считается решающим;
- подписывает нормативные акты ЦБР, решения Совета директоров, протоколы его заседаний, соглашения, заключаемые ЦБР;
- назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБР, распределяет между ними обязанности;
- вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
- подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями ЦБР;
- несет полную ответственность за деятельность ЦБР;
- обеспечивает реализацию функций ЦБР и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению ЦБР (за исключением тех, по которым решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров).
Национальный банковский совет - коллегиальный орган управления ЦБР численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерации), трое - Государственной Думой (из числа депутатов Государственной Думы), трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель ЦБР. Отзываются члены Национального банковского совета органом государственной власти, направившим их в состав Совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБР, не работают в ЦБР на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета избирается членами Совета из их числа простым большинством голосов. В таком же порядке избирается заместитель Председателя. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем (его заместителем), а также по требованию Председателя ЦБР или не менее трех членов Национального банковского совета.
Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании является решающим.
Национальный банковский совет:
1) рассматривает годовой отчет ЦБР;
2) утверждает на основе предложений Совета директоров на очередной год:
- общий объем расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих ЦБР;
- общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;
- общий объем капитальных вложений;
- общий объем прочих административно-хозяйственных расходов;
3) утверждает при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительные расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих ЦБР, на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, дополнительные капитальные вложения, а также прочие дополнительные административно-хозяйственные расходы;
4) рассматривает вопросы совершенствования банковской системы РФ;
5) рассматривает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
6) решает вопросы, связанные с участием ЦБР в капиталах кредитных организаций;
7) назначает главного аудитора ЦБР и заслушивает его доклады:
8) ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБР:
- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- банковского регулирования и банковского надзора;
- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;
- исполнения сметы расходов ЦБР;
- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
9) определяет аудиторскую организацию - аудитора годовой финансовой отчетности ЦБР;
10) вносит в Государственную Думу предложения о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБР, его структурных подразделений и учреждений;
11) по предложению Совета директоров утверждает:
- правила бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;
- порядок формирования провизии ЦБР и порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении ЦБР;
- отчет о расходах на ОГЛАВЛЕНИЕ, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.
Совет директоров - главный коллегиальный орган непосредственного управления ЦБР. В него входят Председатель ЦБР и 12 членов Совета директоров, работающих на постоянной основе.
Члены Совета директоров назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБР, согласованному с Президентом РФ.
Члены Совета директоров освобождаются от должности:
- Председателем ЦБР - по истечении срока полномочий;
- Государственной Думой по представлению Председателя ЦБР - до истечения срока полномочий.
Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания назначаются Председателем ЦБР (его заместителем) или по требованию не менее трех членов Совета директоров. Заседания ведет Председатель ЦБР, а в случае ею отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Для участия в заседаниях могут приглашаться руководители территориальных учреждений ЦБР.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления; представляет эти документы в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу;
2) обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
3) утверждает годовую финансовую отчетность ЦБР, рассматривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности и заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБР, представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
4) утверждает отчет о деятельности ЦБР, готовит анализ состояния экономики России и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБР в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
5) рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение (с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года) общий объем:
- расходов на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих ЦБР;
- расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР;
- капитальных вложений ЦБР;
- прочих административно-хозяйственных расходов ЦБР;
6) рассматривает (при необходимости) и представляет в Национальный банковский совет предложения по дополнительным расходам с расчетами и обоснованиями;
7) утверждает смету расходов (смету дополнительных расходов) ЦБР, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБР, не позднее 31 декабря предшествующего года;
8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя ЦБР, членов Совета директоров, заместителей Председателя и других служащих ЦБР;
9) принимает, в частности, решения:
- о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБР;
- установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
- величине резервных требований;
- изменении процентных ставок ЦБР;
- определении лимитов операций на открытом рынке;
- участии в международных организациях;
- участии (членстве) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его учреждений, организаций и служащих;
- купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБР и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
- применении прямых количественных ограничений;
- выпуске банкнот и монеты ЦБР нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;
- порядке формирования резервов кредитными организациями;
10) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала ЦБР;
11) утверждает порядок работы Совета директоров;
12) представляет в Национальный банковский совет для назначения кандидатуру главного аудитора ЦБР;
13) утверждает структуру ЦБР, положения о структурных подразделениях и учреждениях ЦБР, уставы организаций ЦБР, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций ЦБР;
14) в соответствии с федеральными законами определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
15) утверждает перечень должностей служащих ЦБР;
16) устанавливает правила проведения банковских операций, правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ, за исключением ЦБР;
17) готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:
- предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетности для ЦБР;
- предложения по порядку формирования провизии ЦБР и порядку распределения прибыли ЦБР, остающейся в распоряжении ЦБР;
- отчет о расходах ЦБР на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих ЦБР. пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБР, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.
"Вестник Банка России" официально публикует (в течение десяти дней со дня принятия) решения Совета директоров последующим вопросам:
- изменение процентных ставок;
- размер резервных требований;
- размер обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
- прямые количественные ограничения;
- участие (членство) ЦБР в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБР, его организаций и служащих;
- выпуск банкнот и монеты ЦБР нового образца; изъятие из обращения банкнот и монеты ЦБР старого образца;
- порядок формирования резервов кредитными организациями.
Территориальное учреждение ЦБР - это обособленное подразделение ЦБР, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций, действующее на основании Положения и нормативных актов ЦБР и входящее в единую централизованную систему ЦБР с вертикальной структурой управления. Территориальное учреждение ЦБР не является юридическим лицом, наделено статусом филиала. Территориальными учреждениями ЦБР являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации (например, Главное управление ЦБР по Ульяновской области), городах Москве и Санкт-Петербурге; национальные банки республик в составе России (например, Национальный банк Удмуртской Республики, Национальный банк Республики Татарстан). Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров ЦБР. По выполняемым функциям территориальные учреждения ЦБР не могут принимать решения нормативного характера; не вправе выдавать (без разрешения Совета директоров) банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Территориальные учреждения не вправе без разрешения ЦБР осуществлять банковские oпeрации в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.
Расчетно-кассовый центр - структурное подразделение ЦБР, которое участвует в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов. Посредством открытия корреспондентских счетов в РКЦ ЦБР (по правилам один корреспондентский счет в сети ЦБР коммерческий банк обязан иметь по месту своего нахождения) коммерческие банки осуществляют межбанковские расчеты друг с другом.
Полевые учреждения ЦБР предназначены для банковского обслуживания: воинских частей; учреждений и организаций Минобороны России; иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность России; физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями ЦБР, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений ЦБР невозможны.
Эти структуры являются воинскими учреждениями и действуют на основании воинских уставов, а также Положения о полевых учреждениях ЦБР, утверждаемого совместно ЦБР и Минобороны России. Условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих ЦБР определяются Советом директоров в соответствии с трудовым законодательством.