Структура технологии

Мы снова в магическом треугольнике эдукации, где заключены все технологии (см. рис. 2.1). После анализа общей модели эдукационного процесса, состоящей из трех элементов, мы знаем, что в системе возможно всего три варианта развития процесса: 1) "от предмета"; 2) "от ученика"; 3) одновременно "от предмета" и "от ученика". Первый вариант выводит нас на продуктивную технологию (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Продуктивная технология

В продуктивной технологии на первом плане находится предмет, ученик – за предметом, на втором плане. Если он может овладеть предметом и справляется с работой, то остается в эдукационном процессе; если не может или не хочет – выбывает из процесса. Система жесткая и бескомпромиссная, зато на выходе гарантируется педагогический продукт заданных количества и качества. Технология предусматривает четкое развитие процесса и не допускает отклонений и отсебятины. Каждый этап действий учителя и ученика подкреплен педагогическими законами. Этим и обеспечивается гарантированное качество продукта.

Продуктивная технология устроена по жесткому варианту управления мышлением и действиями обучаемого. Она не допускает изменения схемы организации усвоения и упрочения знаний, умений, способов действия. Компоненты технологии – виды эдукации, методы, формы организации и контроля деятельности – могут быть различными. В ППТ мы можем выбирать, использовать и комбинировать все известные нам виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, компьютерное. Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки, а потому должен быть использован только в тех случаях, когда с его помощью лучше решаются поставленные задачи.

Приоритетным видом в отечественной средней школе традиционно выступает объяснительно-иллюстративное обучение (ОИО), педагогические преимущества которого мы уже рассмотрели (см. § 10.1). Оно экономит время, максимально быстро ведет к цели, сберегает силы учителей и учеников, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако наряду с преимуществами ему свойственны и недостатки, среди которых наиболее значимые – преподнесение "готовых" знаний, освобождение учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Наиболее слабое звено ОИО – практика, которая, как известно, является критерием истины и без которой прочное усвоение знаний, умений и навыков невозможно. Умение выполнять практические действия – главный показатель обученности и воспитанности.

В СССР проводилась интенсивная работа по уменьшению доли ОИО в школьной практике и внедрению проблемного и программированного обучения в больших пропорциях. Усилия ни к чему не привели. Объяснительно-иллюстративное обучение осталось среди лидеров и занимает по объему не меньше 80% времени, отводимого на эдукацию. Нет сомнений, что объяснительно-иллюстративное обучение сохранит свои лидерские позиции и в будущем. Так зачем же воевать с ним? Не лучше ли позаботиться об устранении слабых мест этого вида эдукации? Что мешает увеличить долю практики в объяснительно-иллюстративном обучении и тем самым избавиться от его недостатков?

Эта идея лежит в основе новой системы ОИО. Объяснительно-иллюстративное обучение-воспитание дополнено практикой, которая вытеснила бесконечные объяснения и увещевания. Получилась простая и надежная схема: объяснение + иллюстрация (пример) + практика = продукт. По всем расчетам, это должен быть высокопродуктивный вид эдукации. Таким образом, главная новация продуктивной технологии – усиление роли практики, самостоятельной работы учеников. Основная цель – увеличение времени активной деятельности каждого ученика. Согласно законам обучения в условиях высокой концентрации внимания и активности, большого объема самостоятельных упражнений коэффициент усвоения (правильного выполнения заданий) может достигать 90% и более.