Структура социальной власти в малой группе
Структура социальной власти в малой группе — это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповой деятельности, объединения индивидуальных активностей в единое целое. Необходимость социального управления группой очевидна. Социальная власть в группе, реализуемая через право на влияние со стороны определенных членов группы, может осуществляться в различных формах. Функция социального управления, как правило, реализуется через феномены лидерства и руководства.
Оба этих феномена являются проявлениями процесса влияния. Необходимо учитывать, что природа этих социальных явлений различна: руководство — это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других. Остановимся подробнее па характеристике каждого из них.
Лидерство в группе — это процесс межличностного влияния. Лидера порождают не столько личные качества, сколько структура взаимоотношений в группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в пей сформировавшимися. На основе этих ценностей и целей выдвигается тот или иной лидер группы. Лидер как бы олицетворяет систему предпочитаемых группой целей и ценностей, является их носителем, активным проводником в жизнь. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятся референтными, т.е. исходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов ее жизнедеятельности. За ним признается право вести за собой, быть последней инстанцией в оценке различных групповых ситуаций и обстоятельств.
Лидера можно определить через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемого члена группы. Однако необходимо учитывать тот факт, что социометрическая "звезда" не всегда является лидером, хотя индивид в некоторых группах может быть одновременно и "звездой", и коммуникативным лидером (центром) группы. Это происходит, поскольку в основе лидерской позиции и высокого социометрического статуса лежат различные механизмы, эти фигуры создаются или выдвигаются группой для решения различных задач, имеют различную природу. Так, "звезда" может быть охарактеризована как "душа группы", центр ее эмоционального притяжения. Это человек, к которому тянутся в общении, чувствуют себя комфортно рядом с ним. Вместе с тем лидерство в группе — процесс столь многоликий, что могут быть выделены виды лидерства, весьма близкие но своим задачам к социометрической "звезде".
Виды лидерства. В научной литературе различают следующие виды групповой деятельности: инструментальную и экспрессивную. Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Экспрессивные деятельности в основном направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение.
Соответственно инструментальное лидерство направлено и характеризуется целью обеспечения управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерства — в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
Интересно, что в силу своей направленности на определенную сферу деятельности группы тот или иной лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы.
В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в ней свои собственные ниши, определяемые как "экологические", и не вступая друг с другом в серьезные противоречия. Это тем более возможно, что внутри каждой из двух выделенных сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей. Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т.д. А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая "звезда"), лидер-генератор эмоционального настроя и т.д.
Руководство — это процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
Руководство и лидерство, с одной стороны, решают однопорядковые близкие задачи: стимулирование группы, нацеливание се на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. С другой стороны, лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, а руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.
Однако в руководстве малой группой всегда присутствуют два пласта — формально-правовой аспект власти — "администрирование"; и психологический аспект власти, сближающий руководителя с неформальным лидером. Утверждение, что в идеальном случае руководитель и лидер должны совмещаться в одном лице является заблуждением. Против такого слияния можно привести несколько важных доводов.
Во-первых, как правило, лидер и руководитель группы имеют различную социально-ролевую ориентацию: руководитель поглощен целью — выполнить поставленную задачу (результат), а лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы (процесс). В этом случае, если экспрессивный лидер становится формальным руководителем, он либо разваливает групповую деятельность, либо вынужден переориентироваться на инструментальные функции, вступив в конфликт с группой (он либо не становится руководителем, либо перестает быть лидером).
Во-вторых, можно выделить лишь достаточно специфический род групп, для которых будет эффективным слияние в одном лице руководителя и инструментального лидера. Речь идет, прежде всего, о научных коллективах, продуктивность которых повышается в том случае, если их руководитель способен лидировать в ведущей научной деятельности группы.
В-третьих, существует немало типов социальных групп, где в силу существенных возрастных или статусных различий руководителя и членов группы описанное выше совмещение невозможно. Это в полной мере относится к студенческой группе. Преподаватель, сколь бы близок он ни был своим студентам, может опираться в управлении группой только на свой авторитет руководителя. Истинные неформальные лидеры группы будут выявляться из рядов студентов.
Таким образом, основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Степень авторитетности руководителя зависит от целого ряда факторов, таких как:
• некоторые личностные особенности;
• организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора);
• ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы);
• наиболее существенный фактор — стиль управления, реализуемый руководителем.
Классификация но характеру и формам организации деятельности:
• случайно организованная группа (например, экскурсионная);
• ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущественно личностно значимыми целями (группа друзей);
• корпорация, когда объединение происходит на основании только внутренних целей, их достижение осуществляется любой ценой, в том числе и за счет интересов других групп (черты корпорации может приобрести любая малая группа: семья, учебная группа и пр.);
• коллектив — такая форма организации групповой деятельности, при которой связи и отношения между индивидами опосредованы общественно значимыми целями;
• команда — группа, состоящая из двух человек или более, составляющая ясную, упорядоченную и экономную структуру, направленную на достижение поставленных целей и выполнение задач. Для нее характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с другими командами и группами; члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей.
Традиционно наибольший интерес для исследователей представляли семья и производственная группа. В последние десятилетия усилился интерес к психокоррекционным группам, а также к особым группам: находящимся длительное время в изоляции (космонавты), спортивным, туристическим и т.д.
Характеристика групповых процессов.
Коммуникации в группе напрямую связаны с динамикой групповых процессов.
Любая группа имеет свои групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники.
Система "групповых ожиданий" — является важной составляющей характеристики положения индивида в группе. Каждый член группы воспринимается и оценивается другими ее членами. От каждой позиции, каждой роли ожидается качественное выполнение ряда функций. Таким образом, группа контролирует деятельность своих членов через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли. В отдельных случаях может быть рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для определения системы ожиданий в группе существуют два очень важных образования: групповые нормы и групповые санкции [1].
Групповые нормы. Все групповые нормы представляют собой набор правил, выработанных и принятых группой. Все они являются социальными нормами и поведение членов группы должно им подчиняться, чтобы была возможна их совместная деятельность. Таким образом, нормы выполняют регулятивную функцию но отношению к этой деятельности.
Нормы группы напрямую связаны с ценностями группы, поскольку любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений[1]. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом дайной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Принятие или отвержение групповых норм и правил характеризует взаимоотношения индивида с группой. Более точно эти взаимоотношения можно понять, если определить, какие нормы группы индивид принимает, какие отвергает, и почему он так поступает. Особенно важным это становится в ситуациях, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Актуальным также является вопрос границ принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы.
Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Группа может воздействовать на своих членов в форме поощрения или закрепления желаемых форм поведения.
Группа поощряет тех своих членов, которые соблюдают принятые в группе нормы и правила: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. При необходимости воспитательного влияния на членов группы, не выполняющих групповые нормы и правила, группа использует такие психологические методы воздействия, как бойкот, снижение интенсивности общения с "провинившимся", понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.
Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений для них важны, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей. В целом возможны четыре варианта его отношения к данному вопросу:
1) сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы;
2) вынужденное принятие под угрозой санкций группы;
3) демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу — не такой как все);
4) свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до ухода из группы.
Второй и третий варианты иллюстрируют поведение, зависимое от группы — либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной группе. При этом и тот и другой вариант позволяют человеку найти свое место в группе — либо в рядах "законопослушных", либо в рядах "козлов отпущения", "бунтарей".
Как показывают исследования, вынужденное принятие человеком норм группы под угрозой санкций или своего устойчивого положения в пей является очень распространенным. Он получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.
Групповые санкции являются механизмом, при помощи которого группа заставляет своего члена следовать групповым нормам. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные (основанными на отношении с точки зрения позитива или негатива). Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение групповых норм, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как ОГЛАВЛЕНИЕ санкций соотнесено с ОГЛАВЛЕНИЕм норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Конформизм — это подчинение суждения или действия индивида групповому давлению, возникающее из конфликта между его собственным мнением и мнением группы.
Обычно различают два вида конформизма:
1) внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь "для формы", а на самом деле он продолжает ему сопротивляться;
2) внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы.
Конформизм проявляется, когда человек предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. Причем необходимо разделять конформизм (или социальное приспособленчество) и конформность (черта личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы, когда человек убеждает себя в необходимости выбрать точку зрения группы).
Уровень конформности личности зависит:
• от значимости для него высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности);
• от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы — тем выше конформность членов группы;
• от количества членов группы, поддерживающих ту или иную позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда па человека оказывает давление групповое большинство, и оно единодушно в своих убеждениях;
• от возраста и иола человека. Так, женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети более конформны, чем взрослые. Хотя, если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении с группой сверстников и негативизм — в общении со взрослыми.
Референтная группа — это реальная или идеальная группа, на которую ориентирован человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет.
Группа членства является антиподом референтной группы. Человек может являться членом этой группы, но внутренне оставаться равнодушным к ее целям и нормам.
Таким образом, конформность является важным механизмом поддержания целостности группы, который служит поддержанию группового постоянства в уровнях изменения и развития группы.
Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы.
Привлекательность — важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности. Так, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможно пи нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения.
Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность и срабатываемость, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.
Межличностная совместимость — сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.
• Структурная совместимость — это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем, если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарное, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея — сходства и близости. То есть совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник — меланхолик, холерик — флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.).
• Функционально-ролевая совместимость — это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.
Срабатываемость — это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это скорее результат успешной реализации группой се инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.
В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты.
Сплочение группы — это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть эмоциональная притягательность и взаимопривязанность членов группы, стремление их к сохранению своего группового членства, единство ценностей и целей участников группы.
Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.