Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ жизненного пути индивида
Жизненный путь индивида имеет свою структуру, т.е. хронологическую цепочку этапов, фаз, периодов. Теоретически ясно, что эта структура объективна, имеет конкретно-исторический характер, общественную детерминацию. Индивид никогда не замыкается рамками сегодняшнего дня. Миг настоящего – лишь момент самоопределения индивида. Мы постоянно соотносим свое прошлое и настоящее, воспроизводим образ будущего. Прошлое, случившееся в нашей жизни, закреплено в нас в виде знаний, практического опыта, в виде навыков и умений но определенной деятельности. Оно зафиксировано в нашем социальном положении, любви и ненависти окружающих и т.д. Будущее "затаилось" в нас самих, в окружающих условиях в форме потенции, желаний, стремления к новым целям, идеалам. Оно может быть представлено в жизненных планах, подкрепленных четкой программой выполнения, либо в "размытых" неясных образах, манящих своими обещаниями.
В литературе накоплен известный опыт структурирования индивидуальной жизни, но не жизненного пути индивида. В качестве универсального критерия расчленения индивидуальной жизни на этапы берется возраст.
Так, в педагогике и возрастной психологии различают:
1) младенческий возраст (до 1 года);
2) предшкольный возраст, раннее детство (до 3 лет);
3) дошкольный возраст (до 7 лет);
4) младший школьный возраст (до 10 лет);
5) подростковый, средний возраст (до 15 лет);
6) старший школьный возраст, ранняя юность (до 18 лет).
Эта классификация является общепринятой, однако последующие возрастные периоды жизни человека не получили пока столь единодушного структурирования.
В юридической науке и законодательстве различные этапы жизни индивида связываются с возможностью для него обладать определенными правами, обязанностями, ответственностью. Возраст здесь также выполняет разграничительную функцию. Тот или иной возраст приобретает правовой статус. Гражданское право, например, выделяет два периода в жизни индивида (ст. 21, 26, 28 Гражданского кодекса РФ):
1) несовершеннолетие, состоящее из двух ступеней – до 14 лет (малолетний) и до 18 лет;
2) совершеннолетие – с 18 лет.
Эти периоды различаются между собой объемом юридических возможностей индивида своими действиями приобретать для себя гражданские обязанности.
В экономической литературе индивидуальная жизнь структурируется в зависимости от трудовой функции человека. Выделяют периоды: дорабочий; рабочий; послерабочий. Подобное членение вполне целесообразно, поскольку отвечает потребностям познания движения трудовых ресурсов, помогает установить соотношение производительного и потребляющего населения.
В социологических исследованиях возрастной подход не всегда эффективен. Здесь важно выявить динамику оснований индивидной жизни, напрямую выводящую на сущностные качества человека. Главный отличительный признак человека, получающий выражение и на индивидуальном уровне, – преобразование природного и социального мира с помощью созданных им орудий в рамках коллективной деятельности, в кооперации с другими людьми. Последовательное вхождение индивида в этот процесс, участие в нем и составляют структурные элементы жизненного пути. Количество стадий предопределяется мерой, интенсивностью такого вхождения: чем выше мера, тем больше стадий, а следовательно, ступеней. Сумма развивающихся качеств индивида обусловливает фазы указанного процесса. Таким образом, жизненный путь индивида условно можно разделить на четыре стадии:
1) жизненный выбор (профессии, спутника жизни, места жительства, работы);
2) утверждение в системе общественных отношений в определенном качестве;
3) зрелость;
4) активная старость.
Основу данной структуры составляет развитие творческой производительной силы индивида и ее реализация. Труд как процесс преобразования природы, общества и самого себя остается главным в сущностной характеристике человека. Разумеется, каждая из стадий имеет свои внутренние ступени, фазы, занимающие, нередко по нескольку лет жизни.
Первую стадию – жизненный выбор – нельзя понимать как одномоментный акт. Напротив, с момента принятия решения, скажем, овладеть определенной профессией, специальностью он лишь начинается, ибо для признания того, что выбор профессии состоялся, недостаточно одних только интеллектуальных, психических усилий. Нужно приобрести специальность, утвердиться в ней, упрочить свое положение в социальной среде, поэтому период жизненного выбора включает две ступени:
1) время от завершения школьного образования до начала обучения специальности (вступления в брак);
2) время обучения.
Сделать выбор – значит сознательно определиться по отношению к чему-либо. В выборе индивид закрепляет идею своей жизни, ее замысел. Выбор – это всегда акт творчества и свободы, он открывает жизненные перспективы, будущее индивида. Однако в демократическом, свободном обществе индивид в ситуации жизненного выбора принужден прибегнуть к самоограничению. Избрав для себя профессию, специальность, конкретное место работы, жительства, индивид отказывается от всех других вариантов. Вот почему крайне важно формировать у индивидов способность к самоограничению. В ситуации жизненного выбора принципиальное значение имеют "стартовые" возможности: качество школьного образования, материальное положение семьи, место проживания и т.д.
Вторая стадия жизненного пути – утверждение в системе общественных связей. Здесь проверяется на прочность все то, что индивид сделал, узнал, прочувствовал в предшествующий период своей жизни. Стадия утверждения имеет две ступени:
1) адаптация индивида к условиям производства, коллективу, в котором он начал свою практическую деятельность. В процессе адаптации индивид "примеряет" на себя требования, предъявляемые коллективом к своим членам вообще и к новичкам в частности, соотносит имеющиеся возможности со своими притязаниями. Адаптация завершается, когда индивид делает "своими" нормы и критерии окружающих его условий;
2) закрепление индивида в коллективе. Эта ступень продолжает тенденции, начатые в период адаптации, углубляет их. Завершается данный период некоторым знаковым событием: повышение в должности, разряда, классности, звания и т.п. Лица, прошедшие этот этап, вступают в третью стадию жизненного пути – стадию зрелости.
В стадии зрелости продуктивность жизненного пути максимальна. Принято считать, что на данном этапе индивид не знает тех внутренних напряжений и противоречий, той неопределенности, которые он прочувствовал в период выбора. Однако за внешним постоянством, стабильностью социального положения нередко скрывается непростой и интенсивный поиск себя "иного", своих главных жизненных ценностей. Обостряется потребность в творчестве. Именно на этой стадии индивиды нередко переживают нравственное перерождение, забвение идеалов юности, переакцентировку ценностей.
Четвертая стадия жизненного пути индивида – старость – должна быть активной. Социальная деятельность на этой стадии выступает одним из важных условий долголетия, ведь смерть нельзя рассматривать исключительно как физиологический акт. Физической смерти нередко предшествует социальное "умирание" – отчуждение индивида от общественно значимой активности, ограничение усилий рутинными операциями и действиями. Большое значение для наступления "преждевременной" смерти имеют возникающие противоречия между индивидом и средой. Вот почему входя в стадию старости индивиду необходимо социально "переродиться", выйти за рамки устоявшегося образа жизни: приобрести новые навыки, знания, освоить другие значимые для окружающих роли, отбросить ставшие ненужными привычки, опыт. Иными словами, для того чтобы жить долго, надо всегда быть современным, находиться на стрежне перспективной тенденции.
Рассматривая структуру жизненного пути, следует отдавать отчет в том, что далеко не каждый индивид проходит все его стадии и ступени. Полное развертывание жизненного пути – явление не столь частое. В идеале переход индивида от одной стадии к другой есть движение от простого к сложному. Связь между стадиями может характеризоваться единством, когда поВперед стадия не только формально, но и содержательно продолжает предыдущую. Гармоничность стадий жизненного пути – условие общественной эффективности индивидуальной жизни. Развитие жизненного пути при этом все более приобретает определенную направленность движения в будущее, возрастает зависимость индивида от своего жизненного пути. Все больше проявляются черты, свойства индивида, сформировавшиеся как следствие его поступков.
Связь между стадиями жизненного пути может иметь и форму противоречия, когда новая стадия не вытекает из предыдущей, не является моментом ее развития, а обусловлена привходящими фактами и обстоятельствами. В многообразных фактах и процессах, формирующих структуру жизненного пути, целесообразно различать дискретные и недискретные (от лат. discretus – разделенный, прерывистый) события.
Дискретные события охватывают сравнительно небольшие периоды в бюджете времени жизненного пути. К ним можно отнести обучение, связанное с приобретением профессии, путешествие, длительную командировку, супружескую измену и т.д. |
Недискретные события составляют постоянное ОГЛАВЛЕНИЕ индивидуальной жизни. |
Чаще всего развитие жизненного пути носит возвратнопоступательный характер. Пройдя стадию жизненного выбора, через несколько лет индивид убеждается, что он ошибся в своих решениях, взялся не за свое дело. Тогда он, будучи гораздо старше, возвращается в стадию выбора или в стадию утверждения. На этой основе складывается интересный феномен: одни и те же этапы жизненного пути проходят люди разных возрастов, разного духовного опыта. Такие формирования можно обозначить понятием "социальный отряд". В их становлении имеет значение неравномерность в развитии жизненного пути индивидов одного поколения, когда одни из них но темпам продвижения в иерархии социума вырываются вперед, обгоняют сверстников.
Возвратно-поступательный характер жизненного пути побуждает нас ввести понятие "линия жизненного пути", т.е. такой его отрезок внутри той или иной стадии, который имеет собственные действия-детерминанты, обусловливающие в полном объеме образ жизни индивида, тогда как функциональные действия придают жизненному пути особый колорит. Действия-детерминанты – это поворотные события в жизни индивида, они меняют направленность жизненного пути, т.е. систему устойчивых, содержательно последовательных связей, способов жизнедеятельности, пронизанных единой общей целью.
В направленность жизненного пути объективирует ценностные ориентации индивида, при этом возможно противоречие между субъективно осознаваемой направленностью жизненных притязаний людей и объективно складывающимися результатами их деятельности. Мера сопряженности творческих начал и приспособленчества, преобразования и адаптации определяет внутреннюю напряженность направленности жизненного пути. Поскольку новое утверждается лишь путем отрицания старого, оказывающего при этом сопротивление, то жизненный путь новаторов чаще всего драматичен. Жизненный путь, как девичья коса, сплетается из нескольких прядей. В современных условиях такими составляющими ("прядями") являются трудовой, демографический, миграционный, общественно-политический и образовательный пути. В содержании жизненного пути они диалектически взаимосвязаны, нередко причудливым образом взаимодействуют и взаимопроникают, оказывая формирующее влияние на самого носителя-индивида.
Проходя жизненный путь, индивид не остается тем же самым, каким был в начале движения. Он меняется и внешне и внутренне. Преобразуется его тело, внешний облик, изменяются социальные роли, личные качества. В связи с этим целесообразно различать транзитивные и ситуативные качества индивида (потребности, интересы, навыки, знания, умения, ценностные ориентации, установки и т.д.).
К числу транзитивных относятся переносные, сквозные качества, переходящие с одной ступени на другую. В их основе лежат устойчивые формы жизнедеятельности индивида, его образа жизни. |
Ситуативные качества индивида складываются и реализуются лишь в обстановке наличного этапа жизненного пути. Они краткосрочны. Утрачивая свою актуальность такие знания, умения, навыки трансформируются в жизненный опыт. |
Транзитивные социальные качества составляют главный фактор себетождественности индивида. Стихийная утрата либо сознательный, волевой отказ от транзитивных качеств означает перерождение человека, когда на одной и той же биологической основе формируется в социальном плане другой человек, с новым ОГЛАВЛЕНИЕм своего "Я". Такое перерождение может быть как прогрессивным, так и регрессивным.
Свойствами транзитивности и ситуативности обладают также идеи, составляющие систему социально-ценностной мотивации поведения. Наиболее фундаментальные из них выступают в сознании как внутренние убеждения индивида, основополагающие ценности жизни.