Структура рынка логистических услуг в зависимости от выполняемых операций
В настоящее время большое количество различных логистических операций и функций передается на аутсорсинг. Разнообразие передаваемых поставщикам услуг логистических видов деятельности отражено в табл. 3.3, из которой видно, что предприятия с разной частотой обращаются к разным логистическим услугам, при этом услуги по транспортировке, складированию, выполнению таможенных операций пользуются значительно большим спросом но сравнению с другими услугами. Также табл. 3.3 показывает, что традиции передачи логистических операций и функций па аутсорсинг в Северной Америке и Западной Европе различаются.
Таблица 3.3. Доля логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг[1]
Логистическая функция |
Северная Америка |
Западная Европа |
Складирование |
72 |
70 |
Международная транспортировка |
66 |
89 |
Услуги таможенного брокера |
60 |
34 |
Таможенная очистка |
57 |
48 |
Кросс-докинг |
55 |
19 |
Внутренняя транспортировка |
54 |
82 |
Фрахтовые расчеты и аудит |
53 |
19 |
Сопровождение грузов |
47 |
40 |
Выполнение заказов и дистрибуция |
35 |
22 |
Возврат товаров |
27 |
32 |
Маркировка товаров |
25 |
29 |
Возврат продукта и ремонт |
22 |
30 |
Консультирование |
21 |
12 |
1Т-решения |
19 |
24 |
Контрактное производство |
16 |
16 |
Управление поставками |
16 |
33 |
Управление запасами |
14 |
27 |
Переговоры о тарифах |
14 |
12 |
Выбор перевозчика |
13 |
2 Г) |
4PL услуги |
10 |
19 |
Управление водным транспортом |
9 |
18 |
Работа с заказами |
8 |
7 |
ОГЛАВЛЕНИЕ запасов |
6 |
9 |
Вопросы практики
В ходе проведения анализа логистической среды Санкт-Петербурга в рамках международного проекта LogOnBallic с участием авторов были получены сведения о развитии аутсорсинга логистики в Санкт-Петербурге. Наибольшая доля функций, передаваемых промышленными и торговыми предприятиями поставщикам логистических услуг, приходится на таможенное оформление — его передают 82% опрошенных предприятий, транспортировку во внутреннем сообщении — 76% респондентов передают перевозку транспортным предприятиям, и международные перевозки — их передают 73% предприятий.
Передачу на аутсорсинг функции информационного обслуживания отметили 50% опрошенных; 47% респондентов передают функцию складирования сторонним организациям.
Около 68% участников опроса отметили, что па аутсорсинг не передаются операции по оформлению на оплату, 65% самостоятельно управляют запасами, 56% не передают заказы на переработку, 50% сами управляют возвратными потоками. Таким образом, в развитии аутсорсинга в Санкт-Петербурге и зарубежных странах имеются некоторые различия.
Виды логистических провайдеров
Востребованность аутсорсинга логистических видов деятельности обусловливается тем, что все больше предприятий и организаций применяют современные подходы к оптимизации процессов создания потребительской стоимости, которые появились в рамках концепции управления цепями поставок (supply chain management). Это, в свою очередь, приводит к необходимости оптимизировать логистические затраты во всей цепи поставок. Выбирая поставщика логистических услуг, центральная, или фокусная, компания ("хозяин" цепи поставок) стремится к конкурентоспособности цепи поставок, поэтому большое значение приобретают логистические посредники.
Логистический провайдер (логистический посредник, провайдер логистических услуг, логистический оператор, логистическая компания) — это коммерческая организация, оказывающая услуги в сфере логистики, выполняющая отдельные операции или комплексные логистические функции, а также интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента[2].
На рынке присутствует большое разнообразие логистических посредников. Различные модели основных участников международного рынка логистических услуг в эволюционной последовательности приведены в табл. 3.4. Периодизация эволюции логистического провайдерства отражена на рис. 3.2.
Анализ табл. 3.4 и рис. 3.2 позволяет сделать вывод о том, что начиная с уровня 3PL логистические провайдеры способны не только выполнять отдельные логистические виды деятельности, но оказывать комплексное обслуживание, предлагать и принимать оптимальные решения. За счет этого они создают условия для формирования синергетического эффекта, выражающегося в снижении затрат и увеличении добавленной ценности потребителям.
Рассмотрим основные модели аутсорсинга в логистике.
К провайдерам основных активов относят:
• транспортных операторов, владеющих реальными активами (компании-перевозчики). Они оказывают услуги по доставке товаров;
• провайдеров транспортных услуг, не имеющих реальных активов (компании-экспедиторы). Они могут организовывать как местные, региональные, так и международные перевозки, привлекая подрядные парки;
• складских операторов, оказывающих отдельные услуги по складированию (хранению) или передаче активов в пользование потребителям.
Практическая деятельность логистических операторов на международном рынке логистических услуг позволяет очертить поле деятельности ЗРL-провайдеров. Наиболее часто ЗРL-провайдеры:
• управляют собственными или арендованными (лизинговыми) парками транспортных средств и (или) привлекают подрядные парки;
Таблица 3.4. Основные участники рынка логистических услуг
Модель логистического аутсорсинга |
Предлагаемый сервис |
Взаимоотношения С потребителем услуги |
Краткая характеристика |
Провайдер основных активов |
Предоставление отдельных логистических услуг: транспортных, складских, упаковки, производства |
Договоры на оказание единичных услуг |
Узкая специализация. Ориентация на снижение издержек при выполнении единичной услуги |
3PL (third-party logistics provider) |
Предоставление пакета (комплекса) логистических услуг |
Работа на контрактной основе |
Широкий спектр услуг |
LLP (lead logistics provider) |
Управление цепями поставок |
То же |
Управление логистическими проектами. Постоянное взаимодействие с потребителем логистических услуг. Управление многочисленными ЗРЬ. Ориентация на постоянное улучшение. Обеспечение оптимальности |
4PL (fourth-party logistics provider) |
Интегрированные логистические услуги |
Партнерство |
Стратегическое взаимодействие с потребителем. Экспертные знания в области управления цепями поставок. Распределенные риски. Гибкий подход к клиентам. Инновационные технологии |
Рис. 3.2. Эволюция логистического подхода к аутсорсингу[3]
• управляют складскими объектами, которые могут находиться как в собственности провайдера, так и в лизинге;
• предоставляют широкий ассортимент логистических услуг, добавляющих ценность потребителю;
• управляют перемещениями товаров по цепи поставок в международном масштабе;
• широко используют информационные технологии для управления складскими процессами, транспортными операциями, составления календарных планов и других задач обслуживания.
Концепция аутсорсинга в логистике развивается, и с расширением интеграционных процессов в цепях поставок появились новая модель логистического аутсорсинга и новый тип логистических провайдеров — 4PL-провайдеры. Их возникновение связывают с развитием концепции управления цепями поставок, а самих провайдеров называют интеграторами всей логистической цепи. Принято считать, что 4PL-провайдер управляет своими ресурсами, возможностями и технологиями и ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании. 4РЬ-провайдер представляет собой сочетание стратегического управления цепями поставок и оперативного управления вопросами реализации и выполнения стратегических решений, т.е. сочетает в себе функции консалтинговой компании и ЗРL-провайдера.
Термин 4PL появился в 1996 г. Его зарегистрировала консалтинговая компания Andersen Consulting (ныне Accenture) со следующим толкованием: "логистический провайдер четвертого уровня является менеджером цепи поставок, который сводит ресурсы, мощности и технологии своей организации с ресурсами, мощностями и технологиями другого логистического предприятия и управляет им с целью предложить клиентам наиболее полное решение задач в цепочке поставок".
Комплекс услуг, оказываемых 4РL-провайдером, включает в себя, как правило: все виды планирования (оперативное, тактическое и частично стратегическое) и оптимизацию цепей поставок; деятельность по интеграции информационно-технологических систем разных участников цепей поставок; мониторинг документооборота; планирование использования транспортных средств и других логистических активов; составление оптимальных маршрутов и мониторинг движения транспорта по ним; управление складами, запасами, доходами; консалтинг и дополнительные услуги.
Безусловно, такой широкий спектр услуг не может быть выполнен силами одной организации, поэтому модель логистического провайдера уровня 4PL всегда предусматривает привлечение других поставщиков услуг (как правило, компании 4PL привлекают логистических операторов типа 3PL).
В то же время с развитием электронного бизнеса происходят изменения в логистическом аутсорсинге и появляется новый вид логистических посредников — 5PL, которых стали называть системными интеграторами 5-го уровня, или виртуальными логистическими операторами.
Выбирая логистического провайдера, производственные или торговые компании могут обратиться к таким критериям, как уровень активов, поле деятельности, виды оказываемых услуг. При этом следует понимать, что со снижением уровня активов наблюдается расширение иоле деятельности провайдера, а с усложнением модели аутсорсинга (см. табл. 3.4) растет добавленная ценность услуг, оказываемых логистическим провайдером. На рис. 3.3 представлены типы логистических провайдеров в соответствии с изменением основных критериев: уровень активов, поле деятельности, виды оказываемых услуг.
Рис. 3.3. Сегменты компаний, оказывающих логистические услуги[4]