Структура психологической безопасности личности, механизмы ее формирования
С. Л. Рубинштейн писал: "Личность – образует основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое ОГЛАВЛЕНИЕ жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни". Человек на различных этапах онтогенеза, формируясь как личность, стремится овладеть способами и методами самореализации, контролем за условиями своего существования.
Взаимодействуя с окружающей действительностью, человек не только пассивно воспроизводит усвоенные им формы взаимодействия с социумом, но и сам является участником его развития, а следовательно, способен изменять существующие условия, исходя из своих ценностей. Овладение способами и методами самореализации происходит в условиях активного функционирования когнитивных, перцептивных, эмоциональных механизмов человека, развития его мировоззренческой духовной культуры. Следовательно, можно говорить о психологической безопасности личности как сложно структурированной системе психических процессов.
Структуру и ОГЛАВЛЕНИЕ психологической безопасности личности логично рассматривать в рамках единого системноструктурного подхода. Наиболее существенное развитие структурная теория личности получила в работах Б. Г. Ананьева, Г. А. Ковалева, В. С. Мерлина и К. К. Платонова, Л. М. Митиной и др. В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют направленность, способности, темперамент, характер, особенности самосознания. К. К. Платонов выдвинул идею "иерархического построения структуры личности". В. С. Мерлина считает, что в качестве исходных элементов структуры личности должны выступать ее свойства. Поэтому под структурой личности следует понимать связь, организацию свойств личности. В структурных моделях личности, разработанных в трудах Б. Г. Ананьева и Г. А. Ковалева, использован принцип иерархического упорядочивания уровней по степени представленности в них биологических и социальных сторон личности.
Основной задачей дальнейших исследований структуры личности, по мнению Е. В. Шороховой, является выделение конечного списка свойств личности и установление характера связей и взаимозависимостей между ними. В настоящее время трудно отдать предпочтение какой-либо из предложенных концепций, но плодотворность структурирования свойств, качеств, особенностей личностей не вызывает сомнений.
В основе построения концепции структурно-иерархической модели психологически безопасной личности один из авторов учебника (Ефимова, 2010) отмечает следующие принципы:
– личность понимается как целостное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных характеристик и элементов;
– принцип иерархического упорядочивания уровней по степени представленности в них биологических и социальных сторон личности;
– профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии, которые облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных способов и приемов ее осуществления.
В структуру психологической безопасности личности входят:
– темпераментально-характерологические характеристики;
– направленность на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности;
– компетентность в области психологической, социальной, профессиональной безопасности;
– личностные характеристики, составляющие гибкость (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую), проявляющуюся, с одной стороны, в способности личности сохранять устойчивость (стабильность) в среде с определенными параметрами и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям, с другой – проявлять эмоциональную экспрессивность, интеллектуальную, поведенческую вариативность, определяющую оптимальную позицию субъекта в данных средовых условиях;
– самосознание: самопознание (характеристики безопасной личности), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляция (уравновешенность).
На основе теоретических и практических исследований (Шлыкова, 2004, Ефимова, 2010) представлена уровневая организация безопасности личности (рис. 2). Первый уровень – оценка и первичный анализ окружающей действительности относительно критерия "опасно – безопасно" – происходит на основе информационной обработки психическими процессами (ощущений, чувств, восприятий, мышления, представлений). На втором уровне вторичная оценка и анализ окружающей действительности, прогнозирование безопасного будущего преломляется через личностные характеристики человека (направленности личности, индивидуальных особенностей характера, мировоззрения). На третьем уровне происходит принятие решения и реализация поведенческой модели на основе социальных, профессиональных, психологических компетенций в области безопасности. Данная модель представляет схематическую попытку отразить психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ безопасности.
Таким образом, психологическая безопасность личности определяется комплексом познавательных, эмоционально-волевых и характерологических особенностей личности, ее направленностью и мировоззрением, формирующихся в процессе социализации.
Рис. 2. Уровневая организация безопасности
Механизмы процесса формирования и развития психологической безопасности личности детерминированы поведением человека в различных ситуациях. За выбор поведения отвечает субъективное представление ситуации в сознании человека. Например, чувство угрозы или страх возникают, когда человек оценивает ситуацию как опасную и не располагает, на его взгляд, достаточно надежными способами ее разрешения (завышение объективной опасности). Следовательно, угроза сама по себе еще не является источником психологической опасности.
Люди, которые сформировали навыки работы в опасных условиях и овладели способами устранения личностной угрозы, как правило, не испытывают страха, неуверенности или подавленности. В том случае, когда угроза возникает неожиданно, человеку приходится искать выход из ситуации, изменяя ранее существовавшие формы поведения и планы действий. Ощущение угрозы может возникнуть, если человек не имеет возможности удовлетворить существенные для него потребности. Эти размышления приводят к очевидному выводу: чем выше уровень определенности и знаний о способах действия, позволяющий решить проблему в заданных условиях, тем выше уровень психологической безопасности.
Одним из первых механизмов усвоения социального опыта, в том числе безопасного поведения является подражание ребенка образцам безопасного поведения взрослого человека. Ребенок имитирует слова, жесты, мимику, действия и поступки своих родителей. По тому, как ребенок играет, мы можем судить, что он видел и какой опыт усвоил. Например, играя в "дочки-матери", девочка воспроизводит образец взаимоотношений и поведения своих родителей.
Благодаря механизму идентификации происходит усвоение образцов поведения в аффективной, социальной, профессиональной сферах. Идентификация, являясь одним из ведущих механизмов социализации человека в обществе, сопровождает реализацию многих других механизмов, таких как социальная оценка желаемого поведения, конформизм и другие. Она зависит от факторов культуры, религии, эпохи и претерпевает существенные изменения в современном мире, что способствует появлению негативных социальных психологических явлений.
Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Подкрепляющим и формирующим фактором служит реакция окружающих, а образ взаимного восприятия является регулятором поведения. Положительная социальная оценка (оценка-поддержка, оценка-одобрение) активизирует действия субъекта на безопасное поведение, повышает его самооценку, способствует творческой активности. Постоянная отрицательная оценка порождает чувство неуверенности, стыда за свои действия, переживание разоблачения и позора, чувство вины и т.п.
Распространенным механизмом социализации является конформность. Данное понятие тесно связано с термином "социальный конформизм", т.е. некритическое принятие господствующих в обществе стандартов, норм, стереотипов и т.п. Конформность можно рассматривать как механизм, действующий на уровне всего общества. Всю совокупность факторов, побуждающих человека к конформизму, можно условно разделить на внешние и внутренние. При этом внешние факторы действуют как угроза, а внутренние – как потребность.
С самого раннего детства человек усваивает простую истину: несогласие с окружающими, с группой грозит обернуться наказанием. Санкции могут быть самыми разнообразными: физическое наказание, брань, игнорирование и т.п. У индивидов, объединившихся в группы, степень нетерпимости к инакомыслию возрастает многократно. В реальной жизни подавляющее большинство людей боятся стать изгоями, и этот страх побуждает их к конформизму. Индивиды предпочитают лучше следовать нормам группы, чем оказаться изгоем. Таким образом, конформизм как следствие нормативного социального влияния выступает в качестве всеобщей социальной нормы человеческого поведения.
Процесс формирования и развития психологической безопасности предполагает отражение человеком внешних условий в виде некоторой субъективной модели, которая служит основой для предварительного психологического программирования действий, для их регуляции в какой-либо деятельности.
Таким образом, психологическая безопасность личности определена особенностями индивидуального осмысления действительности во всей совокупности ее социальных процессов, событий, отношений. Изменение действительности приводит к изменению показаний сознания, к порождению новых целей жизнедеятельности. Это позволяет говорить о психологической безопасности, как о результате непрерывной работы когнитивного и оценочного процессов. Действия мотивационно-потребностных механизмов и ранее сложившихся отношений опосредованные и опосредующие процесс восприятия субъекта, что побуждают его к формированию собственной психологической безопасности.
Низкий уровень жизни, безработица, загрязнение окружающей среды, слабая социальная поддержка со стороны государства, неблагоприятные климатические условия – все это факторы виктимизации населения.
Виктимность – предрасположенность человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима.
Ученые-демографы выделяют три преобладающих фактора виктимизации в современной жизни:
– усилившееся повсеместное загрязнение окружающей среды;
– снижение адаптации людей в связи с быстроменяющимися условиями жизни;
– психологические стрессы, напряжение, перегрузка, которые испытывает большинство населения.
Одним из показателей психологической безопасности является защищенность от психологического насилия. Спектр психологического насилия включает в себя следующие формы:
1) психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание и т.п.);
2) психологические эффекты (утрата доверия к себе и миру, тревожность, депрессия, агрессивность и др.);
3) психологические взаимодействия (непредсказуемость, неадекватность, безответственность и пр.).
Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную окружающую среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности окружающей среды; должен уметь управлять чувствами.
Современный мир требует от ребенка гораздо больших усилий для усвоения социального опыта и приспособления к окружающим условиям социума, чем несколько десятилетий назад. Не все дети могут адаптироваться, не прилагая чрезмерных усилий, которые могут вести к эмоциональным расстройствам, агрессии и антисоциальному поведению. Японский ученый С. Мураяма отмечает резкое огрубление детей в современном мире, их нечувствительность по отношению к другим людям, обнищание души при обогащении информацией.