Лекция II. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• соотношение объективной и субъективной реальности;

• что представляет собой психология как наука;

уметь

• анализировать современные личностно ориентированные направления;

владеть

• навыками практического применения психологии.

Основные формы психики

Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий. Своим категориальным аппаратом располагает и психологическая наука.

Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром. Это – продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Для людей психика выступает в виде феноменов субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств. Возникновение психики связано с развитием жизни, с усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных сформировался специальный орган психики - нервная система, а позднее – ее высший отдел мозг. Психика человека развилась в процессе социального общения, труда, в неразрывной связи с развитием мира. Представление о том, что сознание производится головным мозгом, разумеется, получает подтверждение. Оно основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге, такими как травмы, опухоли или инфекции. Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к потере сознания. Опухоль или травма височной доли влекут за собой иные искажения сознательных процессов. Инфекционные заболевания мозга или применение некоторых лекарственных средств с психоактивными свойствами (снотворных, стимуляторов или психоделиков) тоже способствуют характерным изменениям сознания. Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной связи между сознанием и головным мозгом, однако не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга[1].

Критикуя подмену психологии физиологией, русский философ С. Л. Франк писал: "Прекрасное обозначение “психология” – учение о душе было просто незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области; оно похищено так основательно, что когда теперь размышляешь о природе души, о мире внутренней реальности человеческой жизни, как таковой, то занимаешься делом, которому суждено оставаться безымянным или для которого надо придумать какое-нибудь новое обозначение. И даже если примириться с новейшим, искаженным смыслом этого слова, нужно признать, что, по крайней мере, три четверти эмпирической психологии и еще большая часть так называемой “экспериментальной психологии” есть не чистая психология, а либо психо-физика и психо-физиология, либо же... исследование явлений хотя и не физических, но вместе с тем и не психических"[2].

Основные понятия

Психология включает в себя следующие четыре блока основных понятий.

1. Психические процессы. Это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п. Психическое состояние указывает на устойчивость обнаружений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре личности.

2. Психические состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п. Это понятие используется для условного выделения в психике индивида статистического качества, в отличие от понятия "психические процессы", которые характеризуют динамические моменты психики.

3. Психические свойства личности – общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

4. Психические новообразования – приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.