Структура проекта
Выше мы рассматривали проект как сложную систему. Структура системы – это способ организации связей и отношений между элементами (подсистемами). При разработке структуры системы задается описание множества элементов системы и связей между ними, распределение задач по уровням и элементам системы, выбор комплекса средств, обеспечивающих их эффективное решение.
Управляемость любого объекта зависит от того, насколько эффективно была произведена детализация объекта управления, т.е. дробление единого целого на иерархические подсистемы и компоненты, в отношении которых управленческие воздействия являются актуальными и адекватными.
В терминологии проектного менеджмента структура проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта. Иначе говоря, структура проекта – это организация связей и отношений между его элементами.
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связать элементы работы, которую предстоит выполнить, как между собой, так и с конечной целью проекта. Формирование структуры начинается с разделения целей проекта на значительно меньшие блоки работ, вплоть до достижения самих мелких позиций, подлежащих контролю (дерево целей). Такая древообразная структура позволяет разбить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки. Таким образом, устанавливается логическая связь между ресурсами и объемами работ, которые предстоит осуществить.
Структурирование проекта должно включать разделение проекта по следующим признакам:
1) компоненты продукции проекта;
2) этапы жизненного цикла;
3) элементы организационной структуры.
Процесс структуризации является неотъемлемой частью процесса планирования проекта, а также этапом подготовки сводного плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей. К основным задачам структуризации относятся:
• разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки;
• распределение ответственности за различные элементы проекта с учетом структуры организации и имеющихся ресурсов;
• точная оценка необходимых затрат – финансовых, временных, материальных;
• создание единой базы для планирования, составления смет, контроля за затратами;
• увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерского учета;
• конкретизация целей проекта по подразделениям компании;
• определение подрядов.
Таким образом, основная задача структуризации – определить вещественные компоненты проекта. В результате получается подпродуктовая структура.
Структуризация проекта по этапам жизненного цикла называется структурой процесса.
Структуризация проекта по видам выполняемых функций создает организационную структуру проекта.
Разработка организационной структуры обычно включает в себя следующие шаги:
– устанавливаются цели и задачи экономической деятельности;
– определяются функции, которые должно осуществлять предприятие для достижения указанных целей (общее руководство, финансы, финансовый контроль, управленческий и бухгалтерский учет, управление персоналом, маркетинг, продажа и сбыт, снабжение, производство, бизнес-планирование, экономический анализ);
– функции группируются или взаимоувязываются;
– выявляются структурные подразделения, отвечающие за реализацию функций. Если на предприятии создается новое подразделение, необходимо учитывать, какую функцию оно будет выполнять, т.е. функции должны быть спроецированы на структурные звенья;
– анализируются, планируются и описываются все основные виды работ;
– составляется программа набора и обучения персонала для новых подразделений.
Основные типы структур, используемых при управлении проектами, – функциональная, матричная и проектная. В функциональной структуре (рис. 2.10) управление осуществляется линейным руководителем через группу подчиненных ему функциональных руководителей. Если этот тип используется при управлении проектами, то как правило назначается один или несколько координаторов, осуществляющих связь между функциональными подразделениями.
Рис. 2.10. Функциональная структура проектов
При матричной структуре для решения проблем создаются временные проектные группы, во главе которых стоят руководители проектов. Взаимодействие руководителя проекта с функциональными отделами осуществляется по горизонтали, и эти связи, накладываясь на традиционные вертикальные связи иерархической функциональной структуры, образуют матрицу взаимодействия. За все конкретные результаты работы по проекту отвечает руководитель проекта, который не располагает непосредственной административной властью над членами своей проектной группы. Возможны разновидности матричной структуры – слабая матричная структура приближена к функциональной, сильная – к проектной (рис. 2.11–2.13).
Рис. 2.11. Слабая матричная структура – координация осуществляется сотрудником функционального подразделения в свободное от основных обязанностей время
В проектной структуре для решения конкретных задач, связанных с проектом, создается рабочая группа, которая распускается после завершения работы над проектом. Персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои функциональные подразделения. Для решения задач перспективного развития в составе предприятия создастся специальное подразделение, а руководители проектов сосредотачивают свое внимание на выполнении конкретных задач (рис. 2.14).
Рис. 2.12. Сбалансированная матричная структура – координация осуществляется сотрудником, полностью освобожденным от текущих обязанностей
Рис. 2.13. Сильная матричная структура – создастся подразделение, объединяющее менеджеров проектов и контролирующее ресурсы
Рис. 2.14. Проектная структура
Критерии для принятия решений по выбору организационной структуры представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Критерии для принятия решений по организационной структуре
Критерии оценки |
Функциональная |
Матричная |
Проектная |
Нопределенность условий реализации проекта |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Технология проекта |
Стандартная |
Сложная |
Новая |
Сложность проекта |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Продолжительность проектного цикла |
Короткая |
Средняя |
Большая |
Размер проекта |
Малый |
Средний |
Крупный |
Взаимозависимость и взаимосвязь между частями проекта |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Критичность времени |
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Зависимость проекта от систем более высокого уровня |
Высокая |
Средняя |
Низкая |
При организационном проектировании необходимо уделять внимание основным аспектам оптимизации организационной структуры, среди которых:
– диапазон управления, т.е. число работников, подчиненных руководителю подразделения или его внутренней организационной единицы;
– количество уровней управления;
– детализация деятельности по работам, процессам, видам оборудования, месторасположению, продукции или категориям потребителей;
– регламентация и распределение обязанностей и полномочий.
Организационная структура проектной команды должна соответствовать основным видам деятельности по реализации проекта.
Процесс структуризации проекта может быть представлен в виде следующей совокупности стандартных шагов.
1. Определение проекта. Подразумевает четкую формулировку характера, целей и содержания проекта, а также определение всех конечных продуктов проекта с их характеристиками. Здесь же должна быть составлена иерархия целей.
2. Уровень детализации. На этом шаге рассматриваются различные уровни детализации плана и выявляется оптимальное количество уровней элементов структуры.
3. Структура процесса. Разрабатывается схема жизненного цикла проекта.
4. Организационная структура, т.е. организационная схема проекта, охватывающая все группы участников или отдельных участников, занятых в проекте, включая лиц из внешнего окружения, заинтересованных в реализации проекта.
5. Структура продукта – схема разбивки конечного продукта по подсистемам или компонентам, включая материальное, программное, информационное, сервисное обеспечение, если необходимо, то и территориальное распределение.
6. Система бухгалтерских счетов организации – предполагает разработку системы кодов, применяемых при структурировании проекта. Должна основываться на существующем в организации плане бухгалтерских счетов и на системе внутреннего учета.
7. Структура разбивки проекта. Результаты шагов с 3 по 6 объединяются в единую структуру проекта.
8. Генеральный сводный план проекта. Может в дальнейшем подвергаться дальнейшей детализации в процессе поиска критического пути.
9. Матрица распределения ответственности. В результате анализа отношений между элементами структуры проекта и организационной структурой строится матрица, где элементы структуры проекта становятся строками, а элементы организационной структуры компании – столбцами. В ячейках матрицы уровни ответственности обозначаются при помощи условных различных обозначений или кодов.
Для структуризации проектов используется ряд специальных моделей:
1) дерево целей;
2) дерево решений;
3) дерево работ;
4) организационная структура исполнителей;
5) матрица ответственности;
6) сетевая модель;
7) структура потребляемых ресурсов;
8) структура затрат;
9) структура стоимости.
Методы структуризации принципиально сводятся к двум: "сверху вниз", т.е. к определению общих задач с последующей детализацией, и "снизу вверх" – определение частных задач с последующим их обобщением.