Структура политической системы
Практически любой разговор о власти опирается на методологию, которую предложил М. Вебер. Он выделил три "чистых" типа господства.
Первый обусловлен рациональными интересами господствующих и их подчиненных. Ему соответствует правовой тип государства, где во главе угла - закон и власть получена в рамках закона.
В основе второго типа лежат традиции, он базируется на наследовании власти в рамках семьи или клана (племенные и патриархальные общества).
Третий тип характеризуется эмоциональным восприятием власти. Такой тип называют "харизматическим" ("харизма" - дар), когда господствующие используют свои способности убеждать и увлекать массы подданных. В качестве примера М. Вебер приводит имена основателей мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммед), великих полководцев (Македонский, Цезарь, Наполеон), выдающихся политиков (А. Линкольн, Петр I, В. И. Ленин).
Иногда экстраординарные, "харизматические" индивидуумы осуществляют вызов традиционной или юридически рациональной власти. Они утверждают, что были вдохновлены богом или чем-то более высоким, превышающим другие формы власти. Харизматические фигуры иногда появляются в ходе политической революции.
Интересно, что методология М. Вебера противоположна принятой в естественных науках, где знание выводится из анализа эмпирических данных. Концепция идеальных типов - это исключительно мысленный конструкт, не имеющий абсолютного аналога в социальной жизни. Она образуется на основе выделения и усиления значимых для решения исследовательской задачи черт действительности и выстраивания логически непротиворечивой идеальной мысленной конструкции.
Применяя методологию М. Вебера, можно выделить типы политической системы.
Уже в античности были сделаны попытки типологизировать политические режимы. Приведем для примера типологию Аристотеля, который решил проблему корреляции формы и содержания, числа и качества политических режимов. В результате он выделил три правильные ("чистые") формы: монархию, аристократию и демократию и четыре неправильные: тиранию, олигархию, тимократию и демагогию.
Однако сама процедура типологизации - не такая и простая вещь: слишком много факторов приходится учитывать. Приведем лишь некоторые из них:
- идеологию правящих сил страны;
- структуру политического класса;
- отношения государства и общества - самовластные или договорные (конституционные), равноправные либо основанные на господстве и подчинении;
- характер задач, которые ставит власть (война или мирное развитие);
- тип управления - централизованное или децентрализованное;
- отношение государства и общества к человеку (как к высшей ценности или потребительское).
Поэтому назовем наиболее общие, устоявшиеся типы политических систем.
Будем иметь при этом в виду, что два важнейших элемента политической системы, определяющих ее конфигурацию, - это государство и гражданское общество. Под государством понимается совокупность учреждений, формулирующих и регулирующих выполнение законов. Гражданское общество - это частная сфера социальной жизни. В ситуации гражданского общества граждане управляют государством в степени, дозволенной типом политической системы, в рамках которой они живут. Рассмотрим эти типы.
Монархия - политическая система, возглавляемая одним человеком, монархом, власть которого передается внутри одной семьи от поколения к поколению. Монархии были популярны в древности и в средние века, когда королевские семьи правили своими подданными на основе традиции и "божественного права". Политическое окружение было заполнено семейно-родственными связями.
К началу Нового времени монархия приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России). Понятие "абсолютизм" не означает, что власть правителя носила абсолютный характер: отсутствие современных средств связи и централизованного надзора ограничивали реальную власть. Это понятие носит, скорее, исторический характер - это была промежуточная форма между предшествовавшей европейскому абсолютизму монархией и последующей конституционной. Упадок абсолютизма начался с конца XVIII в. и продолжался в XIX и XX вв. Монархия либо заменялась республиканским строем, либо принимала смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская). И хотя некоторые современные государства (Великобритания, Бельгия, Швеция, Япония и некоторые другие) до сих пор имеют монархов, их властные полномочия крайне ограничены и, по сути, сведены к чистому представительству, к выполнению символических обязанностей.
Автократия - система, где неограниченная власть принадлежит отдельному человеку или партии и основана она на авторитете, а не на традиции и не на демократических процедурах. В авторитарных государствах власть несколько более широко разделена, но контроль граждан все еще резко ограничивается. В таких странах могут проводиться выборы, но судебная власть не обладает независимостью от правительства, не подконтрольна и президентская власть; как правило, слабы и гражданские свободы, например права собрания и открытого общественного обсуждения. Граждане в таком обществе имеют очень слабые возможности для контроля над государством.
Можно сказать, что это современные нам системы - еще в 1970-е гг. их насчитывалось чуть менее 50% от общего числа государств и, хотя это число сокращается, в современном мире их еще около 25%. Почти все эти страны находятся в Африке и Азии. Они включают Китай, Пакистан, Египет и Саудовскую Аравию.
Тоталитаризм (от лат. totus - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, для которой характерно полное подчинение общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты. Такая элита властвует посредством организованного и целостного военно-бюрократического аппарата, возглавляемого лидером ("фюрером", "дуче").
Тоталитаризм опирается на такую социальную силу, как люмпенство города и деревни (неимущих) - люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства и люмпен-интеллигенция. Эти слои отличаются социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью к другим общественным слоям и группам. В тоталитарном государстве общественная жизнь милитаризована и основана на принципах "чрезвычайного положения", вплоть до средств прямого террора. Эти процессы сопровождаются чрезмерной бюрократизацией, номенклатурностью, когда на должности назначаются исключительно проверенные люди. Различают два варианта тоталитаризма - праворадикалистский (фашистский и национал-социалистский) и левоэкстремистский (сталинизм, полпотовский режим).
Демократия - от греч. demokratia - власть народа. Выделяют два се типа - прямую демократию и представительную. При прямой демократии (такой тип практиковался в Древней Греции) решения принимаются совместно всеми, кого они непосредственно касаются. В представительной демократии решения принимаются не всеми, а людьми, специально для этого выбранными (в конгрессы, парламенты, думу). Страны, в которых у избирателей есть выбор между двумя и более партиями, называются либеральной демократией.
В демократических государствах граждане имеют относительно высокую степень контроля над государством. Они не только выбирают представителей в конкурентоспособных выборах, но и обладают свободами и конституционной защитой, что делает политическое участие реальным. К числу демократических стран относится приблизительно 46% стран мира всех континентов, хотя они значительно менее обычны в Африке и Азии. США, Бразилия, Германия, Япония, Индия, Австралия и Южная Африка - все это демократические государства.
Обратите внимание, что в современных демократических государствах граждане не управляют государством непосредственно. Они делают это через различные организации гражданского общества.