Структура периода обучения грамоте
Подготовительный этап обучения грамоте призван обеспечить готовность первоклассников к изучению букв и освоению чтения и письма. На этом этапе выделяются три ступени, различающиеся задачами и ОГЛАВЛЕНИЕм. Первая ступень предполагает знакомство учащихся с первыми лингвистическими понятиями ("речь", "предложение", "слово"), освоение первоклассниками логики работы с ними, которая будет неизменной па протяжении всего курса русского языка. В это время первоклассники знакомятся с учебными моделями как способом материализации понятий. ОГЛАВЛЕНИЕ второй ступени связано с фонетической работой — знакомством с основными понятиями и формированием у первоклассников комплекса фонетических умений, что необходимо для дальнейшего усвоения законов русской графики и орфографии, последующего обучения грамотному письму в целом. На третьей ступени подготовительного периода предполагается изучение первых букв гласных звуков (А, О, У, Ы, И)[1], знание которых обеспечивает возможность выполнения первых шагов в освоении навыка чтения.
Основной этап обучения грамоте — самый объемный по совокупности решаемых задач — предусматривает знакомство с буквами, их функциями в языке, освоение норм русской графики, становление первоначального умения читать и писать.
Завершающий этап обучения грамоте связан с обеспечением психологического настроя первоклассников на использование сложившегося умения читать и писать. При чтении отрывков из детских произведений со страниц букваря или работе с детскими книгами первоначальный навык чтения постепенно укрепляется, полученные знания систематизируются. Па этом этапе учитель проводит диагностику уровня сформированность умений по чтению и письму, сопоставляет результаты с требованиями Образовательной профаммы[2], осуществляет коррекционные действия.
Обучение чтению осуществляется но специальной учебной книге — букварю (азбуке), а обучение письму — по специальному пособию — прописям, составляющим с букварем единый комплекс. Для обучения грамоте современных первоклассников созданы различные УМК по обучению грамоте.
Основной формой организации учебной работы в период обучения грамоте является урок. Классификация уроков обучения грамоте может быть построена по разным основаниям. По содержанию различают уроки чтения, письма и интегрированные. По учебной задаче выделяют урок знакомства с новой буквой, а также урок закрепления и обобщения знаний и умений. В соответствии с требованиями звукового аналитико-синтетического метода структура урока знакомства с новой буквой стабильна, к уроку обобщения знаний и умений это требование не предъявляется.
Представим типовую структуру урока чтения — урока знакомства с новой буквой; кратко обозначим примерное ОГЛАВЛЕНИЕ каждого его этапа. На этапе фонетической работы имеют место: беседа по иллюстрациям страницы букваря, выделение из слов звука или звуков, которые будут обозначены новой буквой, определение их акустических особенностей, выбор условных обозначений. Звуковой анализ может носить характер частичного. На этапе введения новой буквы (ее печатного варианта) проводится обсуждение ее назначения: обозначать звук (звуки). На этом этапе уместно привлечение дополнительных средств, облегчающих ученикам запоминание графического образа буквы: специальных рифмовок, загадок, занимательных заданий. Важно сообщить детям алфавитное название ("имя") буквы, тренировать в правильном ее использовании. В этой части урока основным приемом работы выступает звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ. На этапе составления и чтения слогов с новой буквой важно предложить материал для упражнения в составлении и чтении слогов. Современные методические рекомендации связаны с использованием слогов различных типов, причем в первую очередь следует применять закрытые двубуквенные. На этапе составления и чтения слов с новой буквой важно показать первоклассникам, как слоги соединяются в слова. Для этого к уже прочитанным слогам можно слева или справа добавлять известную букву: О-НО, О-НА, О-НИ и т.д. На этапе чтения предложений и текста необходимо позаботиться о становлении у школьников умения понимать прочитанное.