Структура органов управления
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
Важную роль в системе МВФ играет Международный валютно-финансовый комитет — МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). Он состоит из 24 управляющих Фонда (в том числе от России) и проводит сессии дважды в год. Этот комитет — совещательный орган Совета управляющих — формально не имеет полномочий для принятия директивных решений. Однако именно он вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ, представляет предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.
В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Со времени основания МВФ каждая страна-участник имела 250 так называемых "базовых" голосов, независимо от величины ее взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.
В результате поэтапного общего увеличения квот в МВФ доля базовых голосов государств-членов в общем количестве голосов понизилась с уровня более 10% в середине 1970-х гг. до приблизительно 2%. Особенно это затронуло интересы более бедных стран. В связи с данным обстоятельством в целях содействия повышению влияния в МВФ развивающихся стран, в первую очередь стран с низкими доходами, Совет управляющих Фонда одобри,! в апреле 2008 г. внесение поправки в его Устав: количество базовых голосов каждого государства увеличилось с 250 до 750, т.е. в 3 раза. Это привело к возрастанию их доли в общей сумме голосов с 2,1 до 5,5%. Вследствие увеличения базовых голосов, а также прироста голосов отдельных стран в результате расширения их квот в МВФ совокупная доля 135 стран из 188 государств-членов возросла на 5,42 процентных пункта. Предполагается, что увеличение числа голосов государств — членов МВФ с низкими доходами будет содействовать активизации их участия в деятельности МВФ.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, -"специальным большинством" (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, осуществлять контроль за процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов.
Совет управляющих делегирует многие полномочия Исполнительному совету (Executive Board), который несет ответственность за ведение текущих дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в том числе предоставление кредитов странам-членам и надзор за их макроэкономической и валютной политикой.
С 1992 г. численность исполнительных директоров была доведена до 24. Пять из них, согласно Уставу, назначены США, Японией, Германией, Великобританией и Францией в качестве государств, имеющих наибольшие квоты в капитале МВФ, три директора считаются избранными, но представляют каждый одну страну, а именно Саудовскую Аравию, Россию и Китай, и 16 директоров избраны остальными государствами-членами, разделенными на соответствующее количество групп. Эти группы организуются на основе общности интересов, языка или географического положения стран. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие (или назначившие) его управляющие.
В декабре 2010 г. Совет управляющих принял поправку к Статьям Соглашения о существенных изменениях в системе управления Фондом по следующим направлениям:
• состав Исполнительного совета (по-прежнему 24 директора) подлежит пересмотру каждые восемь лет;
• представительство европейских стран с развитой экономикой сокращается па две должности, а развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой, соответственно, увеличивается;
• Исполнительный совет будет состоять только из выбираемых исполнительных директоров, и тем самым ликвидируется категория директоров, назначаемых пятью странами с наибольшими квотами.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок Директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда. Согласно неформальной договоренности развитых стран, он должен быть представителем одной из европейских стран (с июня 2011 г. К. Лагард, Франция).