Структура организационной культуры
Как уже отмечалось, основу организационной культуры составляют ценности и убеждения. Наиболее значимые элементы, воплощающие и передающие ценности и убеждения: миссия, цели, нормы поведения, обряды и ритуалы, имидж организации.
Миссия
Миссия представляет собой наиболее общую идею организации, основную причину ее существования, определяет предназначение организации в обществе, раскрывает смысл ее функционирования организации.
Для того чтобы быть успешной, миссия должна отвечать ряду требований:
• соответствовать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожиданиям большинства населения;
• быть сформулированной предельно ясно для понимания всеми субъектами, взаимодействующими с организацией, и всеми членами организации;
• исключать возможность разнотолков, в то же время оставляя простор для творческого и гибкого развития организации;
• отвечать национальным особенностям и психологическому духу нации, национальной идее, ожиданиям людей;
• предполагать социальную перспективность, законопослушность и взаимовыгодность принципов и путей осуществления миссии (если формулировка миссии подразумевает указание этих принципов);
• указывать отличительные особенности и стратегические преимущества данной компании, характеризующие ее уникальность и позволяющие выделить ее из множества других фирм;
• вдохновлять и мотивировать работника к труду.
Например, свою миссию всемирно известная компания
Matsushita Electric Industrial Со Ltd видит в улучшении качества жизни людей и снабжении их дешевыми, "как вода", электроприборами. Компания La Revlon определяет миссию как продажу "обещания надежды".
Миссия считается признаком развитого предпринимательства. К сожалению, далеко не все российские организации рассматривают миссию как обязательный элемент своей культуры, что в определенной степени затрудняет восприятие организации внешним окружением и понимание ее предназначения сотрудниками.
Цели
Для того чтобы работники демонстрировали поддерживающее организационные ценности поведение, они должны четко представлять цели организации, являющиеся отражением этих ценностей.
Основными требованиями к формулированию организационных целей являются следующие;
• цели должны соответствовать миссии организации;
• цели не должны взаимоисключать друг друга, быть противоречивыми, вызывающими состояние стрессов и фрустраций у работников компании;
• цели должны быть понятными;
• цели должны быть достижимыми;
• соподчиненность целей должна быть четкой и обоснованной.
На поведение работников, обеспечивающее реализацию организационных целей, сильное влияние оказывают их личные цели. Система целей, свойственная каждому человеку, включает в себя наиболее предпочтительные, основные, главные, второстепенные, подчиненные. Иерархия целей обусловлена в конечном итоге иерархией потребностей человека, которые лежат в основе его предметной деятельности. Наиболее общую классификацию личных целей работников предложил французский социолог Б. Бурней. Это стремление:
• к безопасности, исключению угроз и риска для себя лично;
• повышению жизненного уровня, не только за счет удовлетворенности абсолютной и относительной заработной платой, но и за счет всех имеющихся в организации ресурсов;
• к власти, за которым просматриваются такие подцели, как расширение круга своих полномочий, достижение автономии, продвижение по карьерной лестнице, избавление от бремени иерархического контроля и внешних принудительных воздействий;
• повысить и укрепить престиж, причем как личный, так и занимаемой должности, и самой организации в целом.
Свои цели Matsushita Electric Industrial Со Ltd формулирует следующим образом:
• развитие благодаря взаимной выгоде для компании и потребителей;
• получение прибыли путем служения обществу;
• честная конкуренция на рынке;
• взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров;
• участие в управлении всех работающих в компании.
Более подробно и пространно формулирует свои цели концерн IKEA:
• наше намерение улучшить повседневную жизнь многих людей остается твердым и незыблемым;
• мы стремились и всегда будем стремиться к простоте в работе, что, в свою очередь, накладывает на сотрудников IKEA определенные обязательства. Речь идет об искренней заинтересованности в работе, умении брать на себя ответственность и доверять другим, уважении к коллегам и желании служить для них хорошим примером;
• ассортимент является основой нашей деятельности. Мы предлагаем полный спектр товаров для дома. Работая над ассортиментом, мы основываемся на изучении запросов и потребностей людей;
• мы стремимся предлагать товар хорошего качества по доступной цене. Уже на этапе эскиза изделие пристально рассматривается с точки зрения расхода материала, возможностей производства, транспортировки, хранения и веса;
• "нет ничего невозможного" – говорим мы в IKEA. Мы вместе можем добиться снижения цен. Покупатели способствуют снижению цен тем, что самостоятельно выбирают товары и сами осуществляют их доставку и сборку;
• работа в IKEA открывает для ее сотрудников огромные возможности;
• огромная ответственность. Нам важно, чтобы все покупатели знали: все товары в IKEA произведены с полным осознанием нашей ответственности за их качество.
Следует иметь в виду, что по отношению к целям организации цели работника могут носить позитивный или негативный характер. В случае совпадения целей работника с целями организации можно говорить о возможности формирования сильной организационной культуры.