Структура общения
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения.
Учитывая сложность понятая "общение", необходимо обозначить его структуру, с тем чтобы затем был возмо
Рис. 1. Составные элементы категории общения
жен анализ каждого элемента. Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон (рис. 1).
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения (от англ. - взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (от лат. - восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Опираясь на концепцию А. А. Леонтьева, перечислим основные структурные компоненты общения:
- предмет общения - это другой человек, партнер но общению;
потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самосознанию, к самооценке;
- мотивы общения - то, ради чего оно предпринимается;
- действия общения - это целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий - инициативные и ответные);
- задача общения - это цель, на достижение которой в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- продукт общения - образования духовного и материального характера, создающиеся в итоге общения.
Функции общения выделяются в соответствии с ОГЛАВЛЕНИЕм общения. Различают четыре основные функции общения.
Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.
Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), функцию социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.
Непосредственное общение - это общение прямое, без посредников.
Опосредованное общение - общение при помощи посредников, обусловлено внешними факторами и преломляется через них. Это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.
Также общение мы подразделяем на формальное и неформальное.
Общение, обусловленное социальными функциями, называется формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом пет необходимости. Важно знать социальные роли. Каждый из партнеров в таком общении ожидает от другого определенных действий, обусловленных его социальной ролью.
Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требование контролера он предъявляет ему проездной билет, а в случае его отсутствия - оплатит штраф.
Вид общения, противоположный формальному, - общение неформальное. Оно наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения - дружба. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению.
По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое общение - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Основные из них: деловое и личностное.
Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его ОГЛАВЛЕНИЕм является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.
Нас будет интересовать деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.