Структура общения
Прежде чем перейти к современным подходам к пониманию структуры общения, рассмотрим некоторые предпосылки, на основе которых и возникли сегодняшние разнообразные схемы общения.
Как отмечает А. А. Леонтьев, наибольший интерес среди западных ученых в этом вопросе представляет модель коммуникации Л. Тайера[1]. Автор вводит три основных "координаты" общения: 1) коммуникативные способности; 2) базисные процессы; 3) уровень анализа. "Способности" Тайер разделяет на стратегические (способности говорящего понять коммуникативную ситуацию) и тактические (способности, обеспечивающие для коммуникатора непосредственную возможность вступить в успешную коммуникацию). Из "базисных процессов" ученый выделяет четыре: 1) производство общения; 2) распространение или передача; 3) усвоение; 4) обработка. Среди "уровней анализа" автор называет следующие: 1) коммуникационная система; 2) организационный уровень; 3) межличностный уровень; 4) внутриличностный уровень[2].
Среди достижений отечественных авторов в области проблем
общения стоит отметить статью В. Н. Панферова "Психология общения"[3]. В содержательной структуре общения он выделяет четыре компонента: 1) связь; 2) взаимодействие; 3) познание; 4) взаимоотношение. "Функция связи заключена в передаче различной информации: осведомительной, регулятивной или аффективной по своему основному значению. Взаимодействие понимается как процесс совместной деятельности людей по выполнению общей задачи; познание – как процесс восприятия и интерпретации человеческого поведения и его осознания в целях понимания личностной сущности"[4]. Далее В. Н. Панферов выделяет две общие формы общения (опосредованное и непосредственное), причем опосредовать общение может либо человек, либо средство связи (средства массовых коммуникаций, искусство и пр.). При изучении проблемы общения, по В. Н. Панферову, необходимо рассматривать четыре "общих аспекта" ("методологических принципа") ее исследования. "Коммуникативный аспект предполагает изучение возможных путей поиска связей между людьми как средств общения. Информационный аспект – это изучение сигналов, которые поступают в каналы связи, с точки зрения их содержания и формы. Гностический аспект – изучение процессов восприятия и интерпретации сигналов, поступающих по каналам связи от одного человека другому. Регулятивный аспект общения предполагает изучение поведения людей под воздействием воспринятых ими сообщений, которые были переданы по тому или иному каналу связи"[5]. Как отмечал А. А. Леонтьев, представленная модель структуры общения построена не на психологическом, а на логицистическом анализе процессов общения. Здесь важно было бы идти не от глобального представления сети коммуникативных процессов, а в обратном направлении – от общающейся личности в обусловленности присущих ей психологических характеристик социальными и иными факторами[6].
Другой отечественный ученый, Б. Д. Парыгин, в своей монографии "Основы социально-психологической теории" старался дать специфическую характеристику общения, для этой цели он ввел категорию "взаимопонимание"[7]. Именно взаимопонимание (согласие), но Б. Д. Парыгину, является одной из основных характеристик общения. Среди условий взаимопонимания автор указывал на понимание другого человека, понимание его отношения к себе как к партнеру по общению, понимание самих отношений. При этом Б. Д. Парыгин выделил следующие уровни взаимопонимания: "...а) совпадает ли только система социальных и индивидуальных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки – с другой, или б) когда совпадает не только система значений (социальных и индивидуальных), но и уровень взаимной оценки"[8]. Автор указывает на статические черты взаимопонимания, что в процессе общения взаимопонимание либо устанавливается, либо нет. Данному пониманию противостоит такая характеристика общения А. А. Леонтьева, как "психологическая динамика" общения (см. выше "Характеристики общения").
В итоге Б. Д. Парыгин выделил следующие параметры общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального или невербального общения: в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга[9]. Далее автор выделяет две стороны общения: 1) внутреннюю (перцептуально-коммуникативную), связанную с психическим состоянием общающихся, с уровнем их взаимопонимания, и 2) внешнюю (интеракционную), связанную с поведением и взаимодействием общающихся индивидов[4].
Слабость данной концепции, по мнению А. А. Леонтьева, в том, что она изложена в русле индивидуально-психологической трактовки процессов общения как межличностных, как процессов установления контакта между изолированными "сознаниями", своего рода психологическими монадами. Относительно интеракции, совместной деятельности стоит отметить, что она оказывается внешним "поведением" людей по отношению друг к другу, в котором выражается "содержательная", индивидуально-психическая сторона общения, являющаяся основой[11].
В своих тезисах доклада на Первом ленинградском симпозиуме по психологии общения Б. Д. Парыгин ввел несколько иную систему, выделив три параметра общения: 1) ОГЛАВЛЕНИЕ и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим; 2) форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное; 3) способы связи содержания и формы в процессе общения: подражание, заражение, внушение, убеждение[12].
В современной отечественной социальной психологии широкое признание получила аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную[13]. Структура общения может быть схематично изображена следующим образом (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура общения
1. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией[14].
Согласно В. II. Куницыной и ее коллегам, коммуникативная сторона – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные[15]. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
Говоря о месте взаимодействия в структуре общения, следует подчеркнуть, что интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности[16].
Согласно В. Н. Куницыной и ее коллегам, интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренцию, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить "пристройку" к партнеру "свысока", "на равных", "снизу" либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, пристройка "снизу", уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности[17].
3. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Восприятие человека человеком обозначается как "социальная перцепция". Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. По мере разработки данного направления в социальной психологии социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе[16].
Согласно В. Н. Куницыной и ее коллегам, перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основы для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать "психологические аффекты" восприятия при анализе коммуникативной ситуации[19].
Общение в данном подходе рассматривается как способ связи (обмен информацией) между действующими (взаимодействующими) индивидами, стремящимися к достижению взаимопонимания (воспринимающими друг друга определенным образом). При этом подчеркивается несводимость понятия общения к каждому из трех выделенных в нем компонентов. Данный подход позволяет при анализе целостного процесса общения учесть разработку каждого из компонентов в отдельности[13].
Существуют и иные классификации структуры общения. Если под структурой понимать совокупность устойчивых связей между множеством элементов, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе, то структура общения может быть рассмотрена с учетом ее следующих аспектов:
– динамических (фазы или стадии общения);
– функциональных;
– предметно-содержательных;
– операциональных.
Рассматривая динамику общения, В. Н. Куницына и ее коллеги выделили следующие составляющие (фазы) этого процесса:
1) возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);
2) вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
3) ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
4) планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести, и т.п.);
5) пристройка к субъекту – партнеру по взаимодействию (занятие определенной позиции по отношению к партнеру по общению);
6) фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;
7) восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
8) корректировка направления, стиля, методов общения;
9) фаза взаимоотключения и выхода из контакта[21].
Структура общения может быть рассмотрена с учетом анализа элементов, составляющих ситуацию общения. Общение всегда привязано к определенной ситуации, и в этом смысле обязательными ее компонентами являются взаимодействующие между собой субъекты, побуждаемые конкретными потребностями и мотивами, реализующие свои цели в общении посредством применения определенных коммуникативных средств и приемов, репрезентирующих собеседнику то или иное ОГЛАВЛЕНИЕ. В качестве субъекта общения принято рассматривать человека, являющегося инициатором общения, а также того, кому эта инициатива предназначена. Структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение.
Общение может быть рассмотрено также и с точки зрения выделения его внешней (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон. При этом импрессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное – потребности и мотивы, реализующиеся в общении: они побуждают, направляют, регулируют общение и придают ему личностный смысл, связываясь с ОГЛАВЛЕНИЕм осознаваемых целей общения. Экспрессивную (внешнюю) сторону общения составляют такие средства и приемы (а также передаваемое или принимаемое ОГЛАВЛЕНИЕ), которые позволяют реализовать потребности и цели общения в конкретной ситуации. Внешняя сторона выражается в коммуникативных действиях. Действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (группе людей). Существуют два основных вида коммуникативных действий – инициативные и ответные[4].
Добавим несколько слов о структуре межличностного общения. Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Таким образом, каждый из участников общения влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; ОГЛАВЛЕНИЕ полученной информации в значительной мере перерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающей оценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки. Основной интерес для исследователей межличностного общения заключается в межличностном поведении ("трансакции", если использовать термин американского психолога Э. Берна), обладающим новыми качествами в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия.
При рассмотрении структуры межличностного общения к числу основных проблем относят:
1) анализ условий, при которых "встреча между людьми" оказывается возможной и необходимой;
2) содержательное описание процессов, происходящих в ходе межличностного взаимодействия;
3) содержательное описание способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.
Структурный анализ процесса межличностного общения можно обнаружить в работах не только психологов-теоретиков, но и психологов-практиков. Так, специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи: 1) чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка; 2) способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации; 3) совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система;
4) методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи[23].
Предметная область межличностного общения, пишут В. Н. Куницына и ее коллеги (с учетом обыденных представлений и суждений специалистов), включает:
– психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т.д.);
– коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);
– нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.
При этом важно учесть, что реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным исключительно в аналитических целях[24].
Итак, структуру общения невозможно описать однозначно, согласно какому-либо одному подходу. Представленная ниже схема процессов общения отражает суть структуры общения[25]. В ней отражен динамический аспект (процесс передачи информации), в результате которого осуществляется взаимодействие партнеров по общению (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Схема структуры общения