Структура общего бюджета предприятия
Общий бюджет любого предприятия состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период и включает:
• бюджет продаж;
• бюджет производства;
• бюджет прямых расходов на материалы;
• бюджет прямых расходов на оплату труда;
• бюджет общепроизводственных расходов;
• бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
• бюджет производственной себестоимости;
• бюджет коммерческих расходов;
• бюджет управленческих расходов;
• бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о финансовых результатах).
Состав операционного бюджета определяет руководство организации, прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса.
Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и выплат для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
Финансовый бюджет включает:
• инвестиционный бюджет;
• бюджет налоговых платежей;
• бюджет движения денежных средств;
• прогнозный балансовый отчет.
Структура общего бюджета коммерческого предприятия показана на рис. 7.2.
"Выходными" результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:
• отчет о доходах и расходах – "выходная" форма операционного бюджета;
• отчет о движении денежных средств – "выходная" форма финансового бюджета;
• бухгалтерский баланс – интегральная "выходная" форма, объединяющая результаты операционного и финансового бюджетов.
Для постановки бюджетного процесса необходимы не только грамотное решение методологических проблем, осмысление нужного инструментария финансового планирования, но также и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия.
Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обра-
Рис. 7.2. Структура системы бюджетов на предприятии
ботки и анализа), проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Все это должно находить отражение в организационных документах:
• Положении об организационной структуре компании;
• Положении о финансовой структуре компании;
• Положении о бюджете доходов и расходов;
• Положении о бюджете движения денежных средств. Главная задача бюджетного регламента – обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней. Кроме того, бюджетный регламент – это способ установления финансовой дисциплины.
Для эффективного бюджетного планирования важно не только ОГЛАВЛЕНИЕ общего бюджета, но и процедура его составления.
Первым этапом разработки общего бюджета является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг), результаты которого влияют на все последующие бюджеты.
Бюджет продаж
В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования.
Верхний предел физического (в натуральных единицах) объема продаж предприятия объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода.
В бюджете продаж отражаются запланированные на бюджетный период объем реализованной продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, ассортимент продукции (работ, услуг), цена и выручка от реализации.
Почти у всех предприятий разработка бюджета продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.
Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:
• объем продаж предшествующих периодов;
• производственные мощности;
• зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;
• рентабельность продукции;
• изучение рынка, рекламная кампания;
• ценовая политика, качество продукции;
• конкуренция;
• сезонные колебания;
• долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.