Структура общего бюджета предприятия

Общий бюджет любого предприятия состоит из двух основных бюджетов – операционного и финансового.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период и включает:

• бюджет продаж;

• бюджет производства;

• бюджет прямых расходов на материалы;

• бюджет прямых расходов на оплату труда;

• бюджет общепроизводственных расходов;

• бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);

• бюджет производственной себестоимости;

• бюджет коммерческих расходов;

• бюджет управленческих расходов;

• бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о финансовых результатах).

Состав операционного бюджета определяет руководство организации, прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса.

Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и выплат для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

Финансовый бюджет включает:

• инвестиционный бюджет;

• бюджет налоговых платежей;

• бюджет движения денежных средств;

• прогнозный балансовый отчет.

Структура общего бюджета коммерческого предприятия показана на рис. 7.2.

"Выходными" результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:

• отчет о доходах и расходах – "выходная" форма операционного бюджета;

• отчет о движении денежных средств – "выходная" форма финансового бюджета;

• бухгалтерский баланс – интегральная "выходная" форма, объединяющая результаты операционного и финансового бюджетов.

Для постановки бюджетного процесса необходимы не только грамотное решение методологических проблем, осмысление нужного инструментария финансового планирования, но также и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия.

Бюджетный регламент – это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обра-

Рис. 7.2. Структура системы бюджетов на предприятии

ботки и анализа), проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Все это должно находить отражение в организационных документах:

• Положении об организационной структуре компании;

• Положении о финансовой структуре компании;

• Положении о бюджете доходов и расходов;

• Положении о бюджете движения денежных средств. Главная задача бюджетного регламента – обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней. Кроме того, бюджетный регламент – это способ установления финансовой дисциплины.

Для эффективного бюджетного планирования важно не только ОГЛАВЛЕНИЕ общего бюджета, но и процедура его составления.

Первым этапом разработки общего бюджета является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг), результаты которого влияют на все последующие бюджеты.

Бюджет продаж

В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования.

Верхний предел физического (в натуральных единицах) объема продаж предприятия объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода.

В бюджете продаж отражаются запланированные на бюджетный период объем реализованной продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, ассортимент продукции (работ, услуг), цена и выручка от реализации.

Почти у всех предприятий разработка бюджета продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.

Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:

• объем продаж предшествующих периодов;

• производственные мощности;

• зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т.д.;

• рентабельность продукции;

• изучение рынка, рекламная кампания;

• ценовая политика, качество продукции;

• конкуренция;

• сезонные колебания;

• долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д. с учетом безнадежных долгов.