Структура невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация состоит из разнообразных движений. Невербальное взаимодействие людей происходит с помощью различных каналов: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Структурная схема невербального поведения человека (по В. А. Лабунской)

Акустическая система отражения невербального поведения человека включает просодику и экстралингвистику. Просодическая структура невербального поведения включает в себя такие показатели, как темп, тембр, высоту и громкость голоса. Экстралингвистическая структура включает речевые паузы и психофизиологические реакции человека - плач, кашель, смех, вздох и т.д.

Кинесика - это оптический канал восприятия. Включает движения тела, жесты рук, движения глаз и мимику лица. Центральное место в кинесике занимает экспрессивная подструктура, которая подразделяется на выразительные движения и физиогномику.

Такесика является тактильно-кинестетической системой. К ней относятся рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание.

Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи. Например, запах тела, запах косметики.

Ядро невербального поведения составляют такие движения (жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения), которые связаны с меняющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с ситуацией общения, и которые рассматривают в качестве экспрессивного поведения. Невербальное поведение, являясь частью поведения личности, несет на себе его основные характеристики. Невербальное поведение становится более понятным при рассмотрении его на пересечении психологии личности и психологии общения.

Акустическая система отражения невербального поведения человека

Паралингвистические компоненты включают в себя: громкость, темп, ритм и высоту звука. Они определят качество голоса, его диапазон и тональность.

Громкость голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени, является важным средством кодирования невербальной информации. Большая громкость голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказывания и часто служит намерению повлиять на собеседника.

Темп речи. Характеристики темпа речи человека существенно изменяются с возрастом вследствие ослабления активности артикуляционного процесса. Темп речи является индивидуальной личностной особенностью и связан, прежде всего, с характеристиками темперамента человека. Быстрый темп речи может свидетельствовать об экстравертированности, импульсивности, уверенности в себе, а спокойная, медленная манера указывает на такие личностные качества, как невозмутимость, рассудительность, основательность. Кроме этого, существуют значительные различия по показателям темпа речи между представителями разных культур: "нормальная скорость" речи у французов и итальянцев обычно выше, чем у финнов, эстонцев, немцев и англичан.

Ритм речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как правило, указывает на волнение, нервно-психическое напряжение. Когда человек говорит на трудные для себя темы, он сбивается, часто неправильно строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем больше в ней запинок, назализации (э... э... э...), слов-паразитов (значит, так сказать и т.п.), тем более некомпетентным он воспринимается слушателями. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто принимается и за попытку обмануть партнера.

Высота голоса и ее изменение во времени является носителем информации о возрастных, половых и индивидуально-личностных особенностях человека.

Эмоциональное ОГЛАВЛЕНИЕ сообщения может несколько изменять высоту голоса говорящего. Так, гнев сопровождается увеличением звонкости, "металличности", а страх делает голос "глухим", "тусклым", "сдавленным".

Экстралингвистические компоненты представляют собой особенности произношения - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и т.п.

Паузы являются важной составляющей речи. Они несут также и смысловую нагрузку, подчеркивая те или иные аспекты речи. Умение держать паузу является важным средством ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность овладеть собой, привлечь или переключить внимание.

Паузы во время разговора делают для того, чтобы:

o предоставить партнеру возможность высказаться;

o выиграть время на размышление;

o придать силу словам, следующим за паузой;

o переждать отвлечение партнера;

o отреагировать на невербальные сигналы, свидетельствующие о желании партнера что-то сказать.

Вздохи, стоны, покашливания, смех представляют собой "говорящие" звуки. Их роль в общении сводится, прежде всего, к выражению определенных состояний (таких как безысходность, нетерпение, недовольство и т.п.).

Интонация - все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказанного. Интонация - особый способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и тем людям, с которыми он общается. Так, интонация бывает властная, насмешливая, ироническая, уверенная и т.п.

В системе речевого общения можно выделить следующие виды невербальной информации, передаваемые особенностями звукопроизношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-групповую, психологическую, пространственную и др.

Таким образом, смысл высказывания в значительной степени зависит от того, какая интонация, ритм, тембр, были использованы для его передачи. Речевые оттенки влияют па смысл высказывания, дают информацию о состояниях, эмоциях человека, его отношении к коммуникативному процессу.