Структура морали
Как показывает история развития человечества, общечеловеческая мораль является одним из основных сущностных достижений человеческой цивилизации и сама является важнейшей социальной ценностью[1]. Сегодня осознание приоритета общечеловеческих ценностей приходит вместе с острой необходимостью разрешения глобальных проблем в форме опасностей планетарного характера.
Достижения научно-технического прогресса актуализировали проблему моральной ответственности перед человечеством за возможные социальные последствия их внедрения и использования, за безнравственные, некомпетентно принимаемые политические и управленческие решения, которые могут нести в себе угрозу здоровью, благополучию и даже жизни целых регионов, стран, материков и человечества в целом. "Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может — должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте"[2].
Возрастающее загрязнение среды и истощение важнейших ресурсов жизнеобеспечения несут в себе угрозу экологической катастрофы, а за этим также стоят непродуманные, а то и преступные решения должностных лиц, способные нанести невосполнимый вред жизни и здоровью людей.
Развитие технических средств передачи информации, позволяющее манипулировать массовым сознанием, формировать интересы, вкусы, образ жизни и даже мировоззрение практически неограниченной аудитории радиослушателей, телезрителей, пользователей сети "Интернет" и других новейших технических средств, свидетельствует не только о растущем процессе интернационализации современной жизни, но и о формировании в русле этого процесса новых представлений о роли морали в жизни человека, общества, всего человечества.
Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции. В процессе становления и развития общества формируется его ценностно-нормативная система, которая отражает степень реального соотношения идеалов и интересов всех социальных слоев и групп общества.
В качестве высших ценностей в нашем обществе в условиях становления правового, социального, демократического государства выступают социально-политические и этические принципы, вытекающие из содержания Конституции РФ и разделяемые большинством граждан — мир, патриотизм, приверженность общественному интересу, законность, социальная справедливость, долг и ответственность, человеческое достоинство.
Моральные ценности — высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и в виде требований, принципов, норм и правил, и как критерии оценки; одна из форм проявления моральных отношений общества.
Полифункциональный и фундаментальный характер признаваемых обществом моральных ценностей выражается в том, что они выступают в единстве универсальных ценностей (смысл жизни, свобода, счастье, человечность, долг, ответственность), демократических (общественное служение, законность, лояльность), профессиональных (профессионализм, ответственность, инновационность) и моральных ценностей (честность, порядочность, справедливость, ответственность, неподкупность), неразделимо связанных между собой.
Моральные ценности всегда возникают для удовлетворения потребностей, обусловленных стремлением человека к добру, справедливости, честности, благополучию общества в целом, выступая тем высшим ориентиром и тем ОГЛАВЛЕНИЕм, которое утверждается в любой без исключения норме. В персонифицированном виде они предстают в виде идеалов (благо, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство). Поэтому они всегда абсолютны, надличностны и объективны, составляя основу мотивации поведения и действий человека, нравственный фундамент его жизненной позиции.
Конкретизированное выражение моральные ценности находят в содержании принципов, норм и правил, регулирующих поведение личности, социальных групп, общее гни.
Этический принцип — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются в наиболее общей форме, отражая выработанные в моральном сознании общества или определенных социальных групп требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла сто деятельности, характера его взаимоотношений с людьми.
Нравственные требования, выраженные в этическом принципе в наиболее общей форме, конкретизируются в моральной норме.
Моральная норма (лат. пота правило, образец) — одна из наиболее простых форм нравственного требования; элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека; форма морального сознания, выраженная в виде заповедей и сформулированная в форме повеления, равно обращенного ко всем людям, а также самоповеления.
Этические нормы выкристаллизовываются в процессе поступательного развития человечества, облекаясь в формы общечеловеческих ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, отдельными, в том числе профессиональными, группами и каждой личностью. По принадлежности к носителям ценностей выделяют:
— всеобщие;
— общественные;
— групповые;
— личностные нормы.
Всеобщие моральные нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития, основываясь на признании абсолютной ценности человеческой жизни. Как показывает история развития человечества, "общечеловеческая мораль принадлежит к числу основных сущностных достижений человеческой цивилизации и сама является важнейшей социальной ценностью".
Общечеловеческие ценности составляют фундамент морали каждого общества. Стихийно складывающиеся на их основе в общественном сознании, формируемые в практике массового поведения, в процессе взаимодействия людей нормы общественной морали служат средством организации общежития их членов, оформления, упорядочивания, регулирования, оценивания отношений, взаимодействия и поведения людей.
Вербализуясь в форме заповедей, правил, нормы общественной морали обращают свои требования ко всем членам данного общества, регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя в общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Их регулирующее действие повседневно обеспечивается, с одной стороны, силой массовых привычек, требований и оценок общественного мнения, с другой, — велениями "внутреннего голоса" индивида, основанного на его личном убеждении.
В процессе первичной социализации и последующего расширения социального опыта человек включается в различные социальные группы, в том числе профессиональные, составляющие его ближайшую социальную среду, обеспечивающую условия для проявления личности, развертывания ее поведения, формирования социально значимых качеств.
В процессе своей профессиональной деятельности человек включается в сложную систему формальных и неформальных отношений, становится членом предписанных и самовозникающих групп. Каждая из них вырабатывает свою собственную систему ценностей и групповых норм, между которыми всегда существует большая или меньшая степень несоответствия, а подчас и противоречивости.
Главным регулятором внутриорганизационных отношений выступают принятые в группе нормы поведения, "шкала престижа". А чтобы они действовали, вырабатывается механизм социально-психологического контроля группы за каждым ее членом в виде позитивных санкций (удовлетворение потребности в признании, уважении, принадлежности) или негативных (осуждение, остракизм).
Групповые нормы представляют собой стандартизированные правила поведения, которые принимаются участниками группы как законные определения ожидаемых функций группы. Они обеспечивают включение индивида в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействия, влияют на все виды поведения человека, даже и тогда, когда он становится членом другой группы. Подкрепляемые системой неформальных санкций, они являются одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, средством "внутригруппового сплочения, внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленного против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Этому способствует уже сам факт признания принадлежности к группе, общих групповых интересов, целей и ценностей, находящий отражение в сознании и чувстве "мы"[3].
Это усиливает "моральную плотность" (Э. Дюркгейм) государственных служащих и чувство их групповой идентификации.
В морально здоровых коллективах групповые нормы, не игнорируя общечеловеческие ценности и не вступая в противоречие с требованиями общественной морали, играют положительную роль, поддерживая в своих членах чувство профессионального патриотизма, "командной сплоченности", социальной ответственности за свои действия и поступки, отвечающие требованиям профессиональной этики.
В группах с отклоняющимися целями, обслуживающих ведомственные или личные интересы своих членов, пренебрегающих интересами общества, государства и даже своей организации, действуют свои, "волчьи" моральные законы, давление которых на членов группы, подкрепляемое системой неформальных санкций, как известно, является одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, понуждая ее совершать анормальные поступки, противоречащие разделяемым или признаваемым законными в обществе нормам, правилам, установкам, ценностям. Такая группа способна подчинить человека, заставить его поступать вопреки своим убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для человека более ценно, чем верность собственным принципам, или если отторжение от группы или уход из нее ставит под угрозу материальное благополучие, статус, здоровье или даже жизнь.
Занимая определенную позицию в обществе, социальной группе и выполняя ту или иную социальную роль, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе личностную позицию и формы социального поведения, в которых осуществляется процесс его существования как личности. Личностные нормы выступают как интегративная характеристика субъективного мира человека, соотносятся с его представлением о себе, поэтому они не нуждаются в интериоризации, "усвоении". Следование личностным нормам укрепляет чувство самоуважения, высокую самооценку, уверенность в правильности своих действий и поступков. Отступление же от них сопряжено с чувством вины, самоосуждением и даже нарушением личности.
Если этические принципы и нормы содержат требования к поведению и действиям личности, указывая, что надо делать, чтобы быть нравственным человеком, то правила поведения предписывают, как это надо делать.
Правило поведения — конкретное предписание, устанавливающее порядок поступков и действий человека, алгоритм его поведения в соответствии с установленными принципами и нормами.