Структура и модели электронного рынка
С повышением доступности Интернета, развитием систем автоматизации управления предприятием, потребитель получил доступ к огромному количеству информации о товарах и услугах, возможность выбора лучших из них, что сделало его независимым от посредников. Производители, поддерживая интерактивную связь с потребителем, получили возможность оперативно перенастраивать производство в соответствии с потребностями покупателей. Взаимодействие потребителей и поставщиков в Интернете определяет функционирование интерактивного электронного рынка.
Электронный рынок – высококонкурентная среда в Интернете, в которой происходят сделки в виде купли-продажи товаров, услуг и информации. Электронный рынок – это совокупность его участников, продуктов и процессов их взаимодействия, которая характеризуется определенными закономерностями в условиях развитой структуры информационных и телекоммуникационных технологий и систем.
Участниками рынка являются покупатели, продавцы и посредники, а также организации, обеспечивающие инфраструктуру и правила рынка. Продукты – это товары и услуги, ради которых покупатели и продавцы выходят на рынок.
Под процессами понимается взаимодействие участников рынка, которое включает в себя непосредственно действия по купле-продаже продуктов рынка, а также разработку новых продуктов, производство, маркетинговые исследования, поиск, заказ, поставку и потребление продуктов.
Все элементы электронного рынка существуют как в реальном, физическом отображении, так и через среду, созданную информационными и телекоммуникационными технологиями.
Электронный рынок представляет собой среду с более совершенной конкуренцией, чем традиционный рынок. На электронном рынке значительно большее количество продавцов и покупателей, практически отсутствуют барьеры для выхода на рынок новых участников, имеется свободный доступ к информации.
Продавцами могут быть разные предприятия и организации, представители как крупного, так и малого и среднего бизнеса. Продавцы могут быть расположены в разных географических точках, могут находиться на разных уровнях внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. На традиционном рынке крупные предприятия обычно имеют преимущества, могут захватить бо́льшую долю рынка. На электронном рынке малые предприятия могут на равных конкурировать с крупными.
Все предприятия, работающие на современном рынке, можно классифицировать по тому, как они представлены на электронном рынке:
• традиционные (Brick-and-Mortar) предприятия действуют на традиционном, физическом рынке и обращаются к электронному рынку, только если их вынудят к этому определенные обстоятельства;
• смешанные (Click-and-Brick) предприятия ведут часть своего бизнеса через Интернет;
• полностью электронные (Click-Only) предприятия существуют только в Интернете.
Покупатели на электронном рынке отличаются от покупателей на традиционных физических рынках в среднем более высоким уровнем доходов и образования. Эта особенность связана с тем, что для доступа в Интернет необходимо приобрести оборудование и иметь определенный уровень образования. Также существуют особенности поведения покупателей в различных странах в зависимости от распространения персональных компьютеров, разветвленности и надежности сети, развития линий связи, особенностей национального потребительского поведения и многих других факторов.
Организационно электронные рынки можно разделить на несколько видов.
1. Business-to-business (В2В) – бизнес для бизнеса. На электронных рынках такого типа организации осуществляют продажи друг другу, используя электронные вертикальные рынки (специфические торговые сообщества в определенной области), электронные торговые площадки различных поставщиков, межотраслевые порталы, аукционы, электронные биржи. Направление В2В – наиболее развитое на сегодняшний день.
2. Business-to-consumer (В2С) – бизнес для потребителя. Организации реализуют товары и услуги индивидуальным потребителям, используя сайты-витрины, розничную торговлю, виртуальные моллы, продажу онлайн-услуг (транспортных, страховых, туристических, банковских, образовательных и других), торговлю но электронным каталогам. Это бизнес, ориентированный на конечного потребителя: интернет-магазины, платные сервисы для физических лиц и т.п.
3. Business-to-Govemment (B2G) – бизнес для государства. Происходит взаимодействие бизнеса и государственных и административных структур по государственным (муниципальным) закупкам.
4. Consumer-to-Consumer (С2С) – потребитель для потребителя. Потребители продают друг другу товары и услуги на электронных аукционах индивидуальных потребителей.
5. GoveiTiment-to-Ezjerybody (G2E) – государство для всех. Государственные органы предоставляют гражданам необходимые услуги.
6. Govemment-to-Consumer (G2C) – правительство для потребителя. Данный вид рынков предназначен для взаимодействия населения с органами государственными управления (например, электронное правительство).
По отношению к электронному рынку покупателей можно разделить на три группы.
1. Традиционалисты предпочитают "потрогать" товар руками, лично пообщаться с продавцом. Но определенные обстоятельства все же могут вынудить их "посетить" электронный рынок: возможность сэкономить, неудобство графика работы "традиционного" магазина, территориальная удаленность магазина, рекомендации друзей и другие факторы.
2. Потребители, совершающие часть своих покупок через Интернет. Они могут использовать Интернет для сбора информации о потребительских качествах товаров, о ценах, мнениях других потребителей. При этом часть своих покупок они совершают через Интернет, а часть – на основе полученной в сети информации, в традиционных магазинах.
3. Потребители, которые все свои покупки совершают на электронном рынке. Обычно они профессионально связаны с информационными и телекоммуникационными технологиями.
Па сегодняшний день единой общепринятой системы моделей взаимодействия участников электронного рынка не существует.
Если классифицировать участников электронного рынка в зависимости от модели их деловой активности, то можно выделить:
• брокерские операции. Брокеры – посредники между покупателями и поставщиками, могут быть инициаторами сделок между ними. Они создают рынки, на которых могут происходить сделки типа В2В, В2С, С2С. Доходы брокеров складываются из отчислений от сделок;
• реклама. Сайт, который является рекламным агентством, предоставляет услуги в виде электронной почты, чатов и форумов. Основной доход поступает от размещения баннеров;
• информационные агентства предоставляют информацию о покупателях и продавцах, позволяют покупателям обмениваться информацией о качестве товаров и услуг, опыте покупки того или иного товара и т.п.;
• торговая модель. Классическая модель оптовой и розничной торговли товарами и услугами. Цена может быть фиксированной или изменяться в зависимости от спроса на товар (аукцион);
• производственная модель предполагает непосредственное общение производителя с покупателями, позволяет сократить финансовые и временные издержки, что очень важно, например, при торговле скоропортящимися товарами, такими, как молоко, цветы и др.;
• связанная модель;
• модель виртуального сообщества. Виртуальные сообщества основываются на важности коммуникации между членами сообщества. Доход идет из взносов и рекламы;
• модель подписки. На таких сайтах часть информации предоставляется всем пользователям, а часть – только подписчикам за плату.