Структура культурологического знания
В зависимости от критериев структурирования картина может выглядеть по-разному. Мы представим три варианта.
Если за основу этой процедуры принять познавательное направление, сферу или область, в рамках которой накапливалось знание о культуре, то тогда можно выделить (в соответствии с логикой становления) следующие пласты исследований:
• историко-культурологический;
• философско-культурологический;
• социально-культурологический;
• гуманитарно-культурологический;
• собственно культурологический, интегративный.
Если в качестве критерия выбрать основные компоненты предмета культурологии, то структура дисциплины будет выглядеть следующим образом (рис. 1.5):
Рис. 1.5. Структура культурологического знания
• онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;
• гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;
• морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;
• культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации;
• антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры;
• социология культуры: представления о социальной обусловленности культуры, о культуре как системе "правил игры" и технологий социального взаимодействия;
• социальная динамика культуры: представления об основных типах социокультурных процессов, происхождении и изменчивости культурных феноменов и систем;
• историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;
• прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов[1].
Наконец, если за основу принять познавательные уровни, то структура будет выглядеть иначе: в этом случае выделяется ядро культурологического знания и периферия.
В ядре представлен теоретический аспект – теории и концепции культуры, типологии, методологические подходы и модели, гипотезы, культурные универсалии.
В периферии можно, в свою очередь, выделить два уровня – эмпирический и прикладной. Эмпирический аспект включает описания культурных артефактов, статистические данные, классификации, исследования социальной динамики (в том числе ценностной), поведенческие "стандарты" и модели носителей разных культур, формы коммуникации и т.п. Прикладной аспект имеет инструментально-прагматический характер, он связан с проектированием рациональных форм управления и самоуправления в культуре, форм социальной организации и взаимной адаптации в трудовой и досуговой деятельности (например, моделей корпоративной культуры), с менеджментом культуры, предметом которого выступает рынок культурных ценностей, благ, моды.
Задание. Используя примененный выше подход к структурированию, создайте свой вариант: опишите структурную схему культурологического знания, выстроенную по критерию методов.
Итак, культурология стремится не просто к описанию совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством, а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства. История культурологии – это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Появление каждой новой концепции не исключает существования предшествующих, поэтому культурологическое знание – это поле взаимодействия, взаимовлияния, диалога.