Структура коммуникативного процесса
Рассмотрим несколько моделей, в которых деловые коммуникации представлены как процессы.
В межличностном процессе коммуникаций можно выделить шесть главных переменных:
— отправитель/кодировщик;
— сообщение;
— канал;
— получатель/декодировщик;
— восприятие и
— обратная связь.
На эффективность процесса коммуникации влияют такие факторы, как коммуникативные навыки, установки и опыт, а также умственные способности субъектов общения, формирующие специфику их восприятия сообщения и эмоциональную подоплеку.
Коммуникативный процесс может быть представлен в виде схемы, за основу которой взят рисунок из работы Л. Джуэлл (рис. 5.2):
Рис. 5.2. Коммуникативный процесс (на основе модели Л. Джуэлл)
В том или ином виде, но такого рода схемы присутствуют в сознании и отправителя, и получателя. Каждая сторона, являясь разумным существом, умеет мыслить логично, использовать "сырые" данные и информацию, строить модели субъектов общения, картины ситуации, прогнозировать события. Задача научной дисциплины — предложить набор методик, апробированных подходов к пониманию и проникновению в сущность происходящего, обеспечить более широкий, системный подход к явлению деловой коммуникации, способствовать повышению вероятности наступления прогнозируемых событий, ожидаемого результата. Степень адекватности умозрительных и научно обоснованных образов, на которых основываются стороны в определении состава и содержания процедур общения, этапов, поведения, определяет и степень соответствия реального развития событий прогнозам, и успех общения.
Внутренние помехи, или помехи, определяемые особенностями субъектов общения, — это направленность личности, предубеждения, стереотипы, предрассудки, некомпетентность, особенности психики, состояние психики, состояние здоровья, непонимание наличия и сущности барьеров восприятия и общения, неумение их предвидеть и преодолевать, незнание основ этики и этикета общающихся сторон, непонимание специфики применения средств общения.
Внешние помехи: мнение других членов группы, давление с их стороны, особенно со стороны лидера, сбои и отказы технических средств поддержки, применяемых в процессе общения, климатические условия, политические факторы, которые необходимо принимать во внимание, ограниченность разного вида ресурсов (времени, финансов, материальных, кадровых, информации) и т.п. Внешние помехи влияют и трансформируют направленность субъекта общения, в том числе его убеждения, мотивы, потребности, ожидания, ценностные ориентации, мораль и т.п.
Петля обратной связи представляет собой аналогичный коммуникативный процесс, только получатель послания превращается в отправителя. Формулировка послания, выбор канала для его отправки связаны с мыслительным процессом, происходящим в мозгу отправителя и заключающимся в обработке известной информации о получателе и о канатах сообщения с целью выбора наиболее эффективного. На этом этапе разрабатывается прогноз реакции получателя на послание, опять же с учетом той информации, которой мы располагаем о нем, и модели поведения, которой мы руководствуемся в представлениях о причинах и следствиях его поведения.
Сущность переговорного процесса с психологической точки зрения сведена Ч. Л. Каррасом к совокупности элементов, присущих всем переговорам, т.е. связаны элементы и их детерминанты (что определяет и сами элементы, и их уровень). Элементы переговорного процесса с психологической точки зрения — это уровень ожиданий, баланс источников силы позиции, процессуальносодержательные элементы, потребности и цели, осознание целей и ценностей, ожидаемое удовлетворение.
Еще одна модель коммуникативного процесса связана с подготовкой и проведением публичной речи. Она приводится на рис. 5.32.
Рис. 5.3. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи
Основные части публичной речи имеют следующие задачи:
1) вступление: вызвать интерес, овладеть вниманием аудитории; установить атмосферу взаимопонимания и доверия; подготовить аудиторию к восприятию речи;
2) основная часть, где излагается суть, приводятся доказательства, опровергаются доводы оппонентов: сообщить информацию -обосновать свою точку зрения; убедить аудиторию; побудить слушателей к конкретным действиям;
3) заключение: суммировать сказанное, сделать выводы; усилить интерес к предмету речи; закрепить впечатление от речи.
Третья модель коммуникативного процесса представляет собой расширенную технологическую схему деловых переговоров, приводимую i! табл. 5.3.
Таблица 5.3. Расширенная технологическая схема деловых переговоров
Этап |
Задачи |
Компетенции |
Подготовка |
Определение пели переговоров. Сбор и анализ информации. Определение стратегии, тактик, подходов. Предварительные для определения времени и условий переговоров. Планирование переговоров. Психологическая подготовка |
Навыки целеполагания, определения своих интересов, сбора и систематизации информации. Владение стратегиями и тактиками переговоров. Навыки достижения предварительных договоренностей. Навыки планирования и саморегуляции |
Установление контакта |
Знакомство. Налаживание отношений. Уточнение процедуры переговоров. Установка на сотрудничество |
Навыки установления и поддержания контакта, невербальной коммуникации активного слушания |
Взаимная ориентация в проблеме |
Определение исходных позиций сторон по проблеме. Уточнение понимания проблемы каждой из сторон. Выявление сходства и различия в подходах к достижению договоренностей. Уточнение интересов сторон |
Навыки активного слушания и управления своим поведением, навыки управление переговорами, перехода с уровня позиций на уровень интересов |
Поиск решения |
Формулировка предложений с учетом интересов сторон. Аргументация преимуществ своих предложений. Ответы на возражения. Противостояние уловкам и давлению. Формулировка взаимоприемлемых вариантов соглашения |
Навыки формулировки предложений, техники влияния (аргументации) и психологической самозащиты. Навыки выявления уловок и обмана |
Заключение соглашения |
Соблюдение четкости и точности изложения договоренностей. Разработка механизмов и контроля реализации договоренностей |
Навыки четкого изложения договоренностей, уточнения однозначности понимания договоренности сторонами, владение техникой активного слушания |
Выход из контакта |
Завершение переговоров. Сохранение и закрепление доброжелательных отношений. Установка на дальнейшее сотрудничество |
Навыки выхода из контакта |
Анализ переговоров |
Формирование полной картины переговоров с учетом конструктивных и деструктивных моментов, поведения сторон для дальнейшего использования при подготовке к переговорам |
|
Выполнение соглашений |
Обеспечение точного и качественного выполнения договоренности |