Структура и динамика современного политического режима России

Политический режим в Российской Федерации есть явление сложное и многообразное. Попытаемся кратко описать его структуру и динамику, исходя из того что более детальная проработка данного вопроса будет осуществлена в ходе самостоятельной работы студентов и проведения практических занятий.

Политическая система России в основном сложилась в период 1991 – 1993 гг. В последующие десятилетия она претерпевала определенные изменения, которые нашли выражение и социально-правовое закрепление в структурах и элементах политического режима.

Для описания структуры политического режима России воспользуемся набором из четырех элементов и признаков, приведенных ранее, включающим принцип легитимности, структуру институтов, формат партийной системы, а также форму и роль государства. Для описания динамики развития политического режима добавим к описанию структуры временной параметр, охватывающий период 1993–2014 гг. (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Структура и динамика политического режима России в 1993–2014 гг.

Принцип легитимности

Структура институтов

Формат партийной системы

Форма и роль государства

Годы

Гибридная

Смешанная пропорционально- мажоритарная система формирования Государственной думы

Плюрализм: 8 партий имеют своих представителей в Государственной думе

Федеративное умеренно децентрализованное государство

1993-1995

Демократическая

Смешанная пропорционально- мажоритарная система формирования Государственной думы

Умеренный плюрализм: 4–6 партий имеют своих представителей в Государственной думе

Федеративное централизованное государство

1995-2003

Демократическая

Пропорциональная избирательная система формирования Государственной думы

Умеренный плюрализм: 4 партии имеют своих представителей в Государственной думе

Федеративное централизованное государство

2003-2011

Демократическая

Смешанная пропорционально- мажоритарная система формирования Государственной думы

Умеренный плюрализм: 4 партии имеют своих представителей в Государственной думе

Федеративное централизованное государство

2011-2014

Для политического режима России характерны несколько черт:

1) доминирующее влияние государства в политическом процессе;

2) внепарламентский порядок формирования правительства;

3) смещение центра принятия решений с представительных на исполнительные структуры государственной власти;

4) умеренный плюрализм партийной системы;

5) федеративное устройство государства с централизованной системой государственного управления;

6) умеренная вовлеченность граждан в политику.

Однако при всем своеобразии политический режим отличается политической стабильностью, в чем в период мирового финансового кризиса 2008–2010 гг. могли убедиться не только граждане России, но и других стран.

Несмотря на все сложности и противоречия в политическом развитии страны, большинство жителей России, согласно опросам, связывают идеальное будущее страны со справедливостью, равными правами для всех и демократией. Причем если политический класс ассоциирует демократию в основном со сферой политики и выборных процедур, то в представлениях граждан это прежде всего не имитационные, а работающие институты, эффективность которых определяется динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью, масштабами коррупции и т.п. Понятия свободы, справедливости и порядка воспринимаются не как бинарные конфликтующие оппозиции, а как ценности, в равной степени необходимые для страны и каждого отдельного человека.

Анализируя развитие демократии в нашей стране, многие западные специалисты довольно скептически оценивают как современное ее состояние, так и перспективы. В различных международных рейтингах, характеризующих уровень политических свобод, наша страна также находится далеко не на лидирующих позициях. Одни это объясняют нарастающей олигархизацией власти, другие – особенностями национального менталитета. В частности, некоторые исследователи обращают внимание на то, что в России, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, переход к демократии не сопровождался "революцией ценностей". Запрос на демократию был краткосрочным и обусловлен, главным образом, осознанием большинством граждан СССР того очевидного факта, что демократические политические режимы в Северной Америке и Западной Европе более эффективны с точки зрения развития экономики и социальных гарантий, чем система, существовавшая в стране последние 70 лет. Но как только выяснилось (а выяснилось это довольно скоро), что демократия сама по себе не гарантирует быстрого роста жизненного уровня населения и не спасает от административно- бюрократического произвола, произошел быстрый откат и разочарование в ее ценностях.

Такая точка зрения, однако, лишь отчасти справедлива. Действительно, подавляющее большинство россиян в те годы в переходе к демократии видели надежду на лучшую жизнь. Но эти надежды отнюдь не сводились лишь к мечтам о потребительском изобилии. Запрос на свободу также был достаточно силен. Неслучайно даже спустя 25 лет после перестройки россияне признают важность реабилитации жертв сталинских репрессий, снятия запрета на публичную критику высших должностных лиц, расширение гласности и свободы слова, ликвидацию цензуры, демократизацию выборов и т.п. Сами же представления о демократии, особенно в конце 1980-х гг., базировались на мечте о справедливо организованном обществе, которое виделось как российский аналог "государства всеобщего благоденствия", органически сочетающий, с одной стороны, активную роль государства в экономике, сильную систему социальной защиты, а с другой – невмешательство государства в частную жизнь граждан, политические и гражданские свободы. Ясно, что дистанция между этим идеалом и реальностью, в которой жили люди в те годы, была огромной. Продолжала она оставаться таковой и в последующие годы.

Тем не менее и сегодня, судя по результатам исследования Института социологии РАН "О чем мечтают россияне" (апрель 2012 г.), россияне имеют если не мечту, то вполне отчетливо выраженное представление о том, что есть общественное благо и какая должна быть модель демократии, чтобы реализовать ее практически. На прямой вопрос "Какая идея, лозунг в наибольшей степени выражает мечту о будущем России?" наиболее популярными являются ответы: "социальная справедливость, государство, заботящееся о своих гражданах" и "равные нрава для всех, демократия, свобода самовыражения личности". В каком-то смысле этот запрос можно интерпретировать в качестве мечты, причем труднодостижимой, поскольку в нашей стране соединить идеи демократии, свободы, справедливости с идеей государственности, а ее, в свою очередь, трансформировать в эффективную дееспособную власть до последнего времени еще никому не удавалось. Любопытно, что, когда речь зашла о ключевых слагаемых демократически организованного общества, респонденты отметили в качестве приоритетных те же позиции, только в иной последовательности. На первые два места они поставили (с огромным отрывом от всех остальных) "равенство всех граждан перед законом" (эту позицию отметили 77% опрошенных) и "небольшую разницу в уровне доходов людей" (40%)[1].

Завершая тему, можно сделать вывод о том, что политический режим в России не остается неизменным, он эволюционизирует под влиянием внутренних и внешних факторов. Приоритетным направлением его развития остается укрепление власти и правопорядка.