Структура бюро судебно-медицинской экспертизы
Структура бюро судебно-медицинской экспертизы подчинена решению задач производства судебно-медицинской экспертизы и вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем. В структуре территориального БСМЭ предусмотрено наличие экспертных подразделений по производству почти всех родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, включенных в базовый Перечень, утверждаемый Минздравом России (рис. 3.6).
Структурные подразделения БСМЭ образуют с учетом решаемых задач и объектов исследования, направляемых в конкретный отдел (отделение, лабораторию) БСМЭ для проведения экспертных исследований и дачи заключения судебно-медицинского эксперта. Четкое распределение функций между структурными подразделениями позволяет руководителю БСМЭ и лицу, назначившему судебно-медицинскую экспертизу, легко ориентироваться при направлении объектов для исследований и организации производства разных родов (видов) судебно-медицинских экспертиз в одноименных структурных подразделениях БСМЭ.
Типовая структура БСМЭ предусматривает следующие экспертные, лабораторные, методические и территориально обособленные структурные подразделения:
1) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов (танатологический отдел);
2) отдел судебно-медицинской экспертизы в отношении живых лиц: потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц (судебно-медицинская амбулатория);
3) отдел сложных экспертиз (отдел экспертизы по материалам дела);
4) отдел экспертизы вещественных доказательств (судебно- медицинская лаборатория), который включает следующие лабораторные структурные подразделения:
– судебно-гистологический отдел (отделение, лаборатория; может входить в структуру танатологического отдела);
– медико-криминалистический отдел (отделение, лаборатория);
– судебно-медицинская спектральная лаборатория (может входить в структуру медико-криминалистического или судебнохимического отдела);
– судебно-биологический отдел (отделение, лаборатория);
Рис. 3.6. Типовая структура бюро судебно-медицинской экспертизы
– судебно-медицинская молекулярно-генетическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
– судебно-медицинская цитологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
– судебно-химический отдел (отделение, лаборатория);
– судебно-медицинская химико-токсикологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
– судебно-медицинская биохимическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
5) организационно-методический отдел, который включает следующие методические структурные подразделения:
– отделение внедрения медицинских технологий;
– отделение программного и математического обеспечения;
– отделение (кабинет) по работе с жалобами и обращениями;
– отделение (кабинет) медицинской статистики;
6) отдел координации работы территориально обособленных структурных подразделений (институт зональных экспертов);
7) отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС (ОСМО ЧС):
– бригады быстрого реагирования (являются временными формированиями на случай возникновения ЧС);
8) территориально обособленные структурные подразделения – районные, межрайонные и городские СМО (организуются с учетом фактического объема выполняемой работы, отдаленности от БСМЭ и т.д.).
При БСМЭ создается методический совет, являющийся совещательным органом при руководителе БСМЭ.
Основными задачами методического совета являются:
• содействие в улучшении организации и качества производства судебно-медицинских экспертиз;
• внедрение в экспертную практику новых методов и методик экспертных исследований, новых судебно-медицинских технологий;
• внедрение методов научной организации труда;
• повышение деловой квалификации специалистов БСМЭ.
Основные формы деятельности методического совета состоят из заседаний, па которых рассматриваются и обсуждаются:
– проекты перспективных и годовых планов работы БСМЭ и его структурных подразделений;
– планы последипломной подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачей – судебно-медицинских экспертов и средних медицинских работников БСМЭ;
– отчеты заведующих отделами и отделениями (лабораториями) городских, межрайонных и районных отделений, а также персональные отчеты врачей – судебно-медицинских экспертов и других специалистов БСМЭ;
– годовой отчет о производственной деятельности руководителя БСМЭ;
– календарный план обследований и проверок судебно- экспертной деятельности структурных подразделений и личного состава БСМЭ;
– результаты обследований и проверок судебно-экспертной деятельности структурных подразделений и личного состава БСМЭ;
– проекты писем, обобщающие результаты обследований и проверок судебно-экспертной деятельности структурных подразделений и личного состава БСМЭ, с предложениями, направленными на улучшение организации и качества производства судебно-медицинских экспертиз;
– мероприятия по организации внедрения в экспертную практику новых методов и методик экспертных исследований, новых судебно-медицинских технологий;
– план и программы периодических конференций специалистов БСМЭ;
– доклады руководителей структурных подразделений и специалистов БСМЭ, посвященные анализу и обобщению сложных экспертиз, исследований и освидетельствований, с предложениями по наиболее эффективному их выполнению;
– отдельные наиболее сложные и интересные в научном и практическом отношении судебно-медицинские экспертизы, исследования и освидетельствования;
– опыт БСМЭ по оказанию помощи органам управления здравоохранением в улучшении диагностической и лечебно- профилактической работы; разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению этой работы специалистов БСМЭ;
– план и формы участия в санитарно-просветительской работе, тематики лекций.
На заседаниях методического совета БСМЭ рассматриваются и другие вопросы, связанные с основными задачами деятельности совета.
С учетом региональных особенностей в БСМЭ допускается организация иных структурных подразделений. С середины 90-х гг. прошлого века в связи с участившимися случаями ЧС и террористических актов, влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы, в структуре РЦСМЭ и БСМЭ стали появляться временные формирования – отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и бригады быстрого реагирования.
На примере БСМЭ Московской области показано, что указанные формирования включены в схему оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Схема оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области
Основными функциями ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ являются:
– координация работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ в очаге ЧС с многочисленными человеческими жертвами; взаимодействие со специалистами ТЦМК, сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
– мониторинг готовности судебно-медицинской службы к работе в случаях ЧС;
– обобщение результатов работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ по судебно-медицинскому обеспечению ликвидации последствий ЧС;
– организационно-методическое руководство ОСМО ЧС и ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ;
– научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз в очаге ЧС, включая разработку нормативных документов, регламентирующих порядок работы ОСМО ЧС и ББР;
– профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов ОСМО ЧС и ББР; разработка критериев оценки их компетентности;
– проведение региональных учений по отработке взаимодействия специалистов ББР и ТЦМК с сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
– участие специалистов ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ в производстве судебно-медицинских экспертиз трупов и живых лиц в очаге ЧС.
Основными задачами ББР в режиме повышенной готовности являются:
• отработка схемы оповещения личного состава ББР;
• своевременное прибытие специалистов ББР к месту сбора;
• создание условий, обеспечивающих устойчивую работу специалистов ББР;
• осуществление телефонной и других видов связи с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России, СК РФ, ТЦМК, Минздравом Московской области, учреждениями областного и муниципального подчинения;
• проверка укомплектованности медицинским инструментарием, спецодеждой личного состава ББР, убывающих в район ЧС.
Основными задачами ББР в режиме ЧС являются:
– организационно-методическая, консультативная и практическая помощь в проведении медицинской сортировки, регистрации и приема трупов;
– проведение экспертизы (исследования) трупов и живых лиц;
– участие в опознании трупов;
– выдача трупов для погребения;
– подготовка биологического материала для хранения и передачи в соответствующие лаборатории ГБУЗ Московской области БСМЭ;
– оперативно-информационная деятельность (персональный учет трупов или их частей, учет и контроль над правильным ведением и оформлением судебно-медицинской документации, подготовка информации для ежедневных докладов в штаб ЧС, координация с другими службами и ведомствами).
Формирование новых структурных подразделений послужило началом для создания теоретических основ производства судебно-медицинской экспертизы трупа и живых лиц в условиях ЧС с многочисленными человеческими жертвами. Отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и ББР являются структурными подразделениями РЦСМЭ и БСМЭ. Их состав формируется из числа высококвалифицированных специалистов, зачисленных на добровольной основе. Руководитель ОСМО ЧС назначается приказом по учреждению и отвечает за состояние готовности и выполнение задач, возложенных на ББР в условиях ЧС. Схема оповещения специалистов обеспечивает прибытие ББР в район ЧС не позднее 6–12 ч после получения информации о ЧС.
Специалисты ОСМО ЧС и ББР не только отрабатывали схемы взаимодействия со следователями СК РФ, специалистами ТЦМК и МЧС России во время учений (Суздаль, Екатеринбург, 2007), но и реально участвовали в судебно- медицинском обеспечении ликвидации последствий ЧС и террористических актов с многочисленными человеческими жертвами, произошедшими на территории России и за рубежом: теракты в Беслане (2004), "Невском экспрессе" (2009), Московском метрополитене (2010), аэропорту Домодедово (2011); цунами в Таиланде (2004); грузино-юго-осетинский конфликт (Республика Южная Осетия, 2008); падение пассажирских самолетов в Сочи (2006), Иркутске (2006), под Донецком (2006), в Самаре (2007), Перми (2008), под Смоленском (2010); дорожно-транспортные происшествия в Египте (2008), во Вьетнаме (2009), в Петушках Владимирской области (2009); техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (2009) и др.
В тех случаях, когда в ГСЭУ БСМЭ, обслуживающем закрепленную территорию, невозможно производство судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием судебно-медицинского эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, ее производство может быть поручено другому ГСЭУ БСМЭ, либо негосударственному судебно-экспертному учреждению, либо частному судебно-медицинскому эксперту, либо иному сведущему лицу, не работающему в экспертном учреждении (например, преподавателю кафедры судебной медицины).
В определении (постановлении) о назначении судебно- медицинской экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований другому ГСЭУ БСМЭ, негосударственному судебно-экспертному учреждению либо конкретному лицу.