Структура бизнес-плана

Структура бизнес-плана и его детализация определяются спецификой идеи и бизнес-идеи проекта, что связано с такими факторами, как:

• целевая направленность и масштаб инновационного проекта;

• отрасль деятельности предприятия или создаваемого бизнеса;

• организационная структура предприятия и (или) конфигурация проекта;

• емкость рынков, на которые выводится новый продукт (услуга) или технология;

• наличие конкурентов в целевом сегменте, уровень конкуренции (в том числе – межотраслевой), барьеры входа/выхода из отрасли;

• перспективы роста развиваемого инновационного бизнеса.

Например, бизнес-план инновационного проекта, связанного с созданием мобильного приложения, может быть очень кратким, поскольку его реализация связана, как правило, с небольшой группой разработчиков и ориентирована на достаточно короткий промежуток времени (как правило, до года), а продвижение нового приложения обеспечивают крупные, хорошо известные на рынке компании с налаженной сбытовой сетью. Нередко в таких бизнес-планах представлены только анализ и оценка потенциального рынка, а также описан способ монетизации. Разделы, связанные с определением затрат на разработку проекта, представляются в подобного рода бизнес-планах укрупненно, исходя из нормативов затрат времени и сложившегося уровня оплаты в 1Т-отрасли. В то же время инновационный проект, связанный с разработкой и продвижением на рынке нового лекарственного препарата, ориентирован не только на несколько лет, но и предусматривает детальную программу апробации, анализа рынка – не только с точки зрения наличия аналогов и потенциальных партнеров, но и в отношении прогнозной оценки емкости рынка. В итоге разработанный бизнес-план может быть представлен в виде многостраничного (а нередко – многотомного) документа с многочисленными приложениями.

Несмотря на то, что единых официальных требований к перечню разделов и содержанию бизнес-плана нет, в бизнес-практике сложились "неписанные правила" в отношении структуры данного документа, которая состоит из 10–15 разделов (в зависимости от степени детализации), однако содержательная последовательность разделов остается неизменной.

Резюме

Первый раздел бизнес-плана, "Резюме", представляет собой развернутую аннотацию бизнес-плана в целом, описывающую возможности предприятия, перспективы развития рынка, ключевые особенности бизнес-идеи и основные финансовые результаты, достигаемые при реализации проекта. В зависимости от целевой адресации бизнес-плана в резюме излагается суть обращения к инвестору или партнеру, включающее описание выгод и преимуществ от участия в проекте, сроки и ОГЛАВЛЕНИЕ предстоящих работ и мероприятий, а также основные риски проекта. Это самый важный раздел бизнес-плана, от него зависит, будет ли данный документ прочитан до конца или отложен в сторону. Именно резюме формирует представление о реализуемом инновационном проекте, поэтому оно прописывается как можно более тщательно. В то же время, поскольку для составления резюме необходима полная информация о проекте и его бизнес-идее, данный раздел составляется в последнюю очередь. Следует отметить, что в бизнес-планах, разработанных авторами проекта для принятия решения о его реализации внутри предприятия или для постановки задач сотрудникам, которым предстоит принять участие в реализации проекта, резюме может отсутствовать.

Типовые ошибки бизнес-плана чаще всего связаны с тем, что идея и бизнес-идея инновационного проекта в резюме изложены сложным профессиональным языком или содержат много сленговых выражений, распространенных в узком кругу. Кроме того, если речь идет об инновационных проектах по результатам НИОКР, авторы нередко увлекаются описанием идеи проекта в ущерб характеристике бизнес-идеи. Довольно часто причиной отклонения проекта становится слабая бизнес-идея, реализация которой вызывает сомнения. В то же время крайне редко бизнес-план отклоняется, исходя из резюме, вследствие сомнительности самой идеи инновационного проекта, ее научно-технической или технологической несостоятельности. Исключение составляют только абсурдные и антинаучные идеи типа создания двигателя с коэффициентом полезного действия выше 100% или фильтра для очистки воды от радиационного загрязнения.