Структура атрибутивных суждений
Атрибутивное суждение состоит из трех элементов: 1) субъекта, 2) предиката и 3) связки.
Субъект — выделяет предмет мысли (то, о чем говорится в суждении) и выполняет функцию логического подлежащего. Все эти слова "субъект", "предмет мысли", "логическое подлежащее", "то, о чем говорится..." — суть синонимы. Обозначаются они латинской буквой 5.
Предикат — выражает мысль о предмете (то, что говорится в суждении) и выполняет функцию логического сказуемого. Все эти слова тоже синонимичны. Обозначаются символом понятие о признаке предмета, это логическое сказуемое. Обозначается латинской буквой Р.
Субъект и предикат называются терминами суждения.
Связка — отношение между предметом мысли и его свойствами. В русском языке она может быть грамматически выраженной ("есть", "суть", "является", "представляет" и т.п.) или невыраженной, но, в любом случае, она логически присутствует. Именно она выражает логическую суть суждений — утверждение или отрицание связей и отношений между понятиями.
В суждении: "Вся внешняя деятельность русского человека (5) шла на службу государству (Р)" (Н. А. Бердяев), -субъектом высказывания выступает "внешняя деятельность русского человека", предикатом — "то, что шло на службу государству"; эти термины связаны утвердительной связкой "есть" (в данном случае она грамматически не выражена, но логически присутствует).
Характеристики атрибутивных суждений
У атрибутивных суждений есть две важнейшие характеристики: 1) количество и 2) качество.
Количество — логическая характеристика суждения, раскрывающая, в каком объеме взят субъект суждения (полностью или частично). Эта характеристика выражается:
— квантором общности — "все" ("ни один"), указывающим на то, что предмет мысли (субъект) взят в полном объеме. Символическое обозначение — V,. Возьмем, к примеру, высказывание Сократа: "Пи один человек не занимается ремеслом, которому он не учился хотя бы немного; однако каждый считает себя достаточно квалифицированным для занятия самым трудным из всех ремесел — управлением государством". Это сложное высказывание, составленное из двух атрибутивных суждений, содержащих квантор общности;
— квантором существования — "некоторые" ("есть", "бывают", "многие", "большинство", "меньшинство", "отдельные", "порой", "иногда" и т.п.), указывающим на то, что предмет мысли (субъект) взят в части объема. Символическое обозначение — Зу "Немногие сошли с ума от бедности", — говорил святитель Николай Сербский (1880—1956), добавляя: "больше обезумевших от богатства". Или, другой пример, американский сатирик К. Боуви писал: "Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления".
Квантор существования может использоваться в двух значениях:
а) в определенном ("только некоторые");
б) в неопределенном ("по крайней мере, некоторые, а может быть, и все").
К примеру, замечание М. Е. Салтыкова-Щедрина: "Многие склонны путать два понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство"", — касается лишь части людей (квантор существования используется в первом значении). А сентенция: "Многим свойственно заблуждаться", — применима ко всем без исключения людям (соответственно квантор "некоторые" дан во втором значении).
Качество — логическая характеристика суждения, выражающая наличие утверждения или отрицания в связке. Например: "Мысль изреченная есть ложь" (Ф. И. Тютчев) — утверждение, "Невежество не есть аргумент" (Б. Спиноза) — отрицание. В высказывании выдающегося австрийского психолога В. Франкла (1905—1997): "Ни одна ситуация не повторяется, и каждая ситуация требует иного решения", — одновременно сопряжены отрицательное и утвердительное суждения.
Поскольку количественные и качественные характеристики простых суждений утверждаются безусловно, эти высказывания именуют категорическими.