Структура

В отличие от других институтов ЕС, Суд ЕС имеет комплексную структуру. Она складывается из трех иерархически соподчиненных элементов (инстанций), которые вместе и образуют судебный институт ЕС. Это, во-первых, Суд – высшая инстанция (А); во-вторых, Трибунал (Б); в-третьих, специализированные трибуналы, которые могут быть созданы в неограниченном количестве но пока (в 2011 г.) ограничиваются одним представителем – Трибуналом по делам публичной службы (В).

А. Суд

Суд (фрапц. Cour de justice; англ. Court of Justice) – старейший элемент в структуре Суда ЕС. Он был создан в 1951 г. как Суд ЕОУС и вплоть до 1989 г. являлся единственным элементом в структуре Суда ЕС (в то время Суда Европейских сообществ).

Наименование "Суд"", как видно, практически совпадает с названием всего судебного института ЕС – "Суд Европейского Союза". Это совпадение не случайно. Оно обусловлено тем, что именно Суд является в структуре Суда ЕС судом общей юрисдикции. Только он уполномочен либо сразу, либо в порядке обжалования решений подчиненных ему инстанций (Трибунала и специализированных трибуналов) рассматривать все дела, отнесенные к юрисдикции судебного института ЕС.

При этом важнейшие дела, отнесенные к юрисдикции Суда ЕС, учредительные документы поручают рассматривать и разрешать Суду по первой и единственной инстанции. В настоящее время к ним относятся все дела преюдициальной юрисдикции и предварительного контроля, а равно те дела прямой юрисдикции (иски), которые в политическом плане являются наиболее значимыми для ЕС и государств-членов. Это, в частности:

– иски к государствам-членам о нарушении обязанностей, вытекающих из членства в ЕС;

– иски к институтам, органам, учреждениям ЕС, подаваемые государствами-членами или другими институтами, органами, учреждениями ЕС (кроме исков об аннулировании некоторых незаконодательных актов ЕС, которые по первой инстанции рассматривает Трибунал).

В Суде обжалуются и пересматриваются решения нижестоящих судебных инстанций ЕС, т.е. Трибунала и специализированных трибуналов. В отношении последних Суд, таким образом, является высшей судебной инстанцией, своеобразным "верховным судом" ЕС (см. ниже).

Б. Трибунал

Трибунал (франц. Tribunal) – второй элемент в структуре Суда ЕС. Он был создан в 1989 г. на основании поправок Единого европейского акта 1986 г. с целью частично разгрузить Суд от значительного и возрастающего числа дел (первоначальное название, действовавшее до вступления в силу Лиссабонского договора – "Трибунал первой инстанции")[1].

В настоящее время Трибунал играет в структуре Суда ЕС, главным образом, роль административного суда. Именно Трибунал по первой инстанции рассматривает и разрешает дела по искам к институтам, органам и учреждениям ЕС, подаваемым физическими или юридическими лицами (за исключением исков к ЕС сотрудников европейской администрации, которые разрешает специализированный Трибунал по делам публичной службы – см. ниже). В юрисдикцию Трибунала по первой инстанции также переданы иски о договорной ответственности ЕС и его контрагентов на основании арбитражных оговорок, содержащихся в соответствующих договорах (контрактах) между ними.

Кроме того, в последние годы Трибунал был уполномочен рассматривать по первой инстанции некоторые виды исков к институтам, органам и учреждениям ЕС, которые подаются государствами-членами или другими институтами, органами, учреждениями ЕС с целью оспаривания не законодательных актов Союза по отдельным вопросам. Это, в частности, акты Европейской комиссии (кроме решений, санкционирующих или отказывающих санкционировать продвинутое сотрудничество государств-членов), решения Совета ЕС о санкционировании в порядке исключения государственной помощи предприятиям, антидемпинговые и другие защитные меры против продукции из третьих стран, утверждаемые Советом в рамках общей торговой политики ЕС, исполнительные акты Совета (ст. 31 Статута Суда Европейского Союза).

В дальнейшем планируется новое расширение юрисдикции Трибунала, которое может осуществляться сразу или постепенно. Для этого достаточно внесения поправок в Статут Суда Европейского Союза, которые утверждаются в упрощенном порядке (решением Европейского парламента и Совета ЕС, не требующим ратификации со стороны государств-членов).

В соответствии со ст. 256 ДФЕС в юрисдикцию Трибунала дополнительно могут быть переданы:

– все виды дел прямой юрисдикции;

– дела преюдициальной юрисдикции, но только "в специальных областях" (по общему правилу, преюдициальная юрисдикция будет оставаться за Судом).

Некоторые дела учредительные документы прямо запрещают передавать в юрисдикцию Трибунала. Так, дела предварительного контроля или обращения государства-члена, подвергнутого санкциям за нарушение ценностей Союза, по первой и окончательной инстанции в дальнейшем, как и в настоящее время, будет полномочен рассматривать только Суд. То же самое относится к отрешению от должности членов Комиссии, других должностных лиц ЕС.

Помимо рассмотрения дел, отнесенных к его юрисдикции по первой инстанции, Трибунал рассматривает и разрешает жалобы на решения специализированных трибуналов, образующих самый третий элемент в структуре Суда ЕС (см. ниже).

В свою очередь, решения Трибунала не имеют окончательного характера и могут быть пересмотрены Судом. В соответствии со Статутом Суда Европейского Союза "обжалование в Суде ограничено вопросами права", т.е. речь идет о кассационном порядке. "Оно может производиться на таких основаниях, как отсутствие полномочий у Трибунала; процессуальные нарушения в Трибунале, которые наносят ущерб интересам обращающейся с жалобой стороны; нарушение Трибуналом права Союза" (ст. 58 Статута).

Жалоба в Суд на решение Трибунала подается в течение двух месяцев с момента уведомления об обжалуемом решении (ст. 56 Статута). Жалоба не приостанавливает исполнения обжалуемого решения, однако Суд по ходатайству заинтересованного лица может постановить о приостановлении решения Трибунала (ст. 60 Статута).

Согласно ст. 61 Статута Суда Европейского Союза: "Если жалоба является обоснованной, то Суд отменяет решение Трибунала. В таком случае Суд может либо сам вынести окончательное решение по делу, когда состояние дела позволяет разрешить его, либо передать дело на новое рассмотрение в Трибунал с тем, чтобы последний вынес решение. В случае передачи дела на новое рассмотрение Трибунал связан указаниями по вопросам права, предусмотренными решением Суда".

Особый порядок установлен для пересмотра решений Трибунала, выносимых по преюдициальным запросам национальных судов (он начнет действовать после того, когда Трибуналу будет предоставлена преюдициальная юрисдикция "в специальных областях"). В соответствии с § 3 ст. 256 ДФЕС решения Трибунала по преюдициальным запросам можно будет обжаловать в Суде только "в порядке исключения", в случае "наличия серьезной угрозы нанесения ущерба единству или внутренней согласованности права Союза".

Согласно той же статье, когда дело преюдициальной юрисдикции, по мнению Трибунала, "требует решения принципиального характера, которое способно затрагивать единство или внутреннюю согласованность права Союза", Трибунал может отказаться от рассмотрения дела и передать его на разрешение Суда.