На чем строится база социальности общества и оценки ее уровня?

В современном обществе все компоненты государства действуют как социальные, хотя при анализе сферы продуктивной деятельности их разделяют на экономические и социальные. При этом сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ не покрывает всего комплекса проблем социального государства и даже всей области социальных услуг. Ясно, что ни экономика, ни социальная сфера общества изолированно развиваться и существовать не могут. Безусловно, что на основе соответствующей государственной политики, при наличии финансового и экономического фундамента создания и функционирования инфраструктуры ЖКХ, здравоохранения, науки и образования, обеспечения трудом всех желающих и способных трудиться, на основе создания условий для здорового развития молодежи, укрепления семьи более успешно развивается и экономика. Для решения чисто социальных задач нужны дороги, транспорт, мобильность людей по всем направлениям их жизнедеятельности, а также больницы, школы, детские учреждения, рабочие места. Приходим к тому, что необходимо развитие отечественного производства, свои химия, фармакология, разные направления переработки в добывающей промышленности, нужны свои центры науки. Социальным может стать государство, экономически сильное и развитое на своей собственной основе. И это видим на примере политики многих современных государств. Социальность определяется экономической стабильностью страны. И все это сфера заботы государственной власти.

Кризис нс случайно обострил тему отношения общества к "государству" в смысле властных структур. Это пока единственный институт гражданского общества, к которому это общество может апеллировать в трудные минуты истории, ждать разумных прагматических и перспективных решений. Поддержка развития социальной сферы – это одна из основных политических, комплексных функциональных областей деятельности государственной власти.

Практика показывает, что частный и корпоративный бизнес не очень обременяют себя вопросами социальности общества и удовлетворения потребностей населения. Типичная формула представлена мнением независимого журналиста А. Колесникова: "Здесь другой договор: вы сами работаете как сервисное государство – без демагогии и чрезмерного государственного вмешательства – и даете нам возможность нормально работать, в обмен на что мы платим налоги"[1]. Это особая тема. Однако сказать об этом нужно в плане поставленной проблемы, ибо есть мост, который выводит бизнес на вопросы социальности общества. Частично. Это вопрос организации услуг населению, той формы общения, которая в значительной мере согласовывает интересы производителя и потребителя услуг. Здесь реализуется сфера договорных отношений малого и среднего бизнеса, в основном посреднического. Она регулируется ГК РФ, законодательством об отдельных направлениях этого бизнеса. Но точного подсчета возможностей бизнеса в социальной сфере пока не производилось, как нет еще и механизмов пресечения его злоупотреблений в обслуживании населения.

В свете общей характеристики значимости социального аспекта информатизации важно уяснить соотношение решения общих проблем этой сферы развития общества и места в этих процессах государственных и муниципальных услуг, которые должны предоставляться на основе информационных технологий. При всей важности такой формы разрешения проблем в области индивидуальных интересов, как услуги в электронной форме, она все же является лишь одной из функций той системы органов, которые непосредственно работают в социальной сфере, и особым сектором в системе информатизации.

Однако с позиций развития информационного общества внимание к этой стороне дела весьма продуктивно, ибо через такую массово потребляемую сферу деятельности и правовых отношений, как электронные услуги, решаются сразу два узла проблем ускорения процесса информатизации. Первый, естественно, связан с подключением широкой массы пользователей к информационно-коммуникативным системам, где каждый человек, обратившийся за той или иной услугой, проходит через определенный этап в электронном пространстве нового типа – без участия чиновника или иного посредника, либо с минимальным их привлечением. Таким образом, сфера электронных услугэто самая широкая школа для масс населения, открывающая новые методы обращения с информацией и способствующая выработке доверия к такому способу общения с властными структурами.

Второй узел проблем связан с обучением и переходом к новым методам работы самого управленческого аппарата. Переход к использованию электронного документа и к организации электронного документооборота, как уже было сказано ранее, пока остается недостаточно развитым участком информатизации. И тот напор, который идет со стороны населения по поводу оказания государственных и муниципальных услуг, не оставит места для отступления и сохранения привычных бюрократических методов работы.

Следовательно, область оказания электронных услуг физическим лицам и организациям является первой ступенью в переходе к электронному документообороту в государственных и муниципальных структурах. И заметим, что остановиться на этом не представится возможным. Ибо услуги зависят от состояния выполнения всех остальных функций в системе государственного и муниципального управления. Убедиться в этом можно уже сейчас, о чем будет сказано в главе о законодательстве. Электронизация всей деятельности государственного аппарата и аппарата муниципальных органов становится неизбежной под давлением потребностей в исполнении государственных и муниципальных услуг.