Строительные организации в составе холдингов и финансово-промышленных групп

В основу организации производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в современной рыночной экономике положено сосуществование крупных организационно-хозяйственных структур среднего и малого бизнеса.

Малые и средние структуры создают конкурентную среду в экономике страны, обеспечивают гибкость, мобильность и рациональность производства, разработку и использование научно-технических достижений.

Крупные организационные структуры позволяют формировать системы по регулированию финансирования производства в отдельных сферах деятельности, в отдельных регионах и в стране в целом. Они могут проводить эту работу самостоятельно и способствовать ее осуществлению со стороны государства. Практика подтверждает, что в ряде ключевых отраслей сама технология делает экономически выгодным создание только крупных хозяйств, концентрирующих значительные объемы материальных, финансовых, человеческих ресурсов. К таким отраслям относятся: металлургия, энергетика, железнодорожный транспорт, связь, строительство и некоторые другие. Зарубежная практика свидетельствует, что сочетание крупных и малых организационных структур управления позволяет поддерживать работоспособность системы в неопределенной обстановке и оставаться прибыльными наряду с банкротством других субъектов хозяйствования.

В российской практике до последнего времени использовались сложившиеся структуры управления, ориентированные на медленные изменения в технике и технологии, отсутствие конкуренции, медленно меняющиеся формы и методы управления.

При концентрации производства создается почва для образования предпринимательских групп, в которых налаживаются имущественные и контрактные отношения между крупными, средними и мелкими структурами управления. В них устанавливается финансовый контроль и одновременно создаются более льготные условия работы. Это приводит к сокращению издержек производства.

Концентрация значительных инвестиционных ресурсов в настоящее время невозможна (или маловероятна) без кредитных заимствований. В результате постоянно растет зависимость промышленных структур от внешних источников финансирования и рынка ссудных капиталов.

В результате объединения различных структур в группы в выигрыше оказываются все, если, конечно, менеджмент в этом объединении будет на высоте. Концентрация научно-производственного, финансового и торгового потенциалов позволяет более целенаправленно работать каждой входящей в группу хозяйственной единице.

Итак, объединение хозяйствующих субъектов в группы дает дополнительные преимущества:

-снижение издержек и эффективное распределение ресурсов при вертикальной интеграции;

-сокращение производственных издержек, расширение масштабов операций, мобильность в распределении финансовых ресурсов при горизонтальной интеграции;

-диверсификация производства приводит к снижению негативных колебаний конъюнктуры;

-разработка и налаживание производства новых видов продукции дает положительные результаты по ее реализации.

Однако не следует забывать, что объединение хозяйствующих субъектов имеет и ряд недостатков, а именно:

-возможность появления монополизма;

-бюрократизм и злоупотребление управленческими функциями;

-возможности скрытого поддержания нерентабельных предприятий;

- возможности лоббирования в органах представительной и исполнительной власти.

При рыночной экономике совершенствование организационных структур управления в строительной сфере сводится к изменению производственных отношений, обеспечивающих достижение поставленных перед строителями задач, вытекающих из требований рынка. Главные из них: рационализация использования всех ресурсов, концентрация инвестиций, объединение в одну структуру кредитных, производственных и торговых организаций.

Многоуровневые и корпоративные объединения в Российской Федерации в основном представлены холдингами и финансово-промышленными группами. Но это так, если исходить из де-юре. Однако в Российской Федерации созданы и действуют де-факто много таких структур, которые по учредительным документам являются акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, полными товариществами и др., а на самом деле это или холдинги, или финансово-промышленные группы.

Согласно "Временному положению о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества" от 16 ноября 1992 г. № 1392, холдинговой компанией признается "предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав которого входят контрольные пакеты акций других предприятий", а финансовой холдинговой компанией признается "холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы ".

Из всех известных организационных форм объединений юридических лиц холдинги ограничены в своем распространении. В ряде официальных документов приводятся перечни отраслей народного хозяйства, в которых не допускается создание холдингов. В них также не могут входить предприятия, для которых установлены ограничения на приватизацию. Их создание и деятельность контролируются Государственным антимонопольным комитетом РФ.

Для холдингов введены запреты на регулирование цен и организацию сбыта продукции (работ, услуг) дочерних предприятий на внутреннем рынке за пределами холдинга. Чаще всего холдинги в России создавались в топливно-энергетических комплексах и частично в оборонных отраслях промышленности.

Решение о преобразовании государственных предприятий в холдинги при проведении приватизации оставалось за государственными органами. Но холдинги образовывались также на добровольной основе. Они могут образовываться также при распределении пакетов акций после их скупки и продажи на вторичном рынке акций.

Основная организационно-правовая форма холдинга — это открытое акционерное общество.

При создании холдингов должны учитываться ограничения, вводимые для акционерных обществ. Например, не допускается внесение в уставный капитал акций акционерного общества, образованного в порядке приватизации. Также определено, что работники дочерних предприятий могут вносить в уставный капитал акции холдинга. Взамен этим работникам передаются акции холдинговой компании. Однако лимитов по распределению акций холдинга среди юридических и физических лиц не существует.

При участии строительных организаций в холдинговых компаниях они получают большие возможности получения заказов на выполнение строительных работ. Особенно важно, что холдинги успешнее решают проблему концентрации инвестиционных ресурсов, и не только за счет мобилизации собственного капитала, но и используя большие возможности по их заимствованию.

Тем не менее, строительные организации должны учитывать складывающиеся тенденции в создании многоуровневых и корпоративных структур. В настоящее время большое внимание уделяется созданию ФПГ.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) (промышленно-финансовые группы) представляют собой, пожалуй, важнейшую форму интеграции банковского и промышленного капитала. В их состав включаются малые предприятия, средние и крупные организации и предприятия и даже транснациональные компании.

Под ФПГ следует понимать достаточно широкий круг интегрированных структур, которые могут иметь разное назначение. В зарубежной практике ФПГ включают промышленные и финансовые структуры, как существующие в определенных организационно-правовых формах, так и имеющие менее четкую форму.

Однако необходимо заметить, что в большинстве своем эти объединения не называются ФПГ. Это и концерны, консорциумы, транснациональные компании, корпорации, конгломераты. Термин "группа" носит в большей степени условный характер. Тем не менее следует иметь в виду, что термин "группа" употребляется обычно для обозначения системы экономического потенциала и места в международном производстве, на международных рынках капитала, рабочей силы, информации и знаний.

Особенно интенсивно процесс создания ФПГ шел с 1995 г. Так, на начало 1995 г. их было зарегистрировано только семь, а к маю 1997 г. их стало более пятидесяти.

ФПГ могут быть созданы их участниками в добровольном порядке или путем консолидации одним участником группы в порядке приобретения им пакетов акций других участников, а также на основе межправительственных соглашений.

Такое разнообразие предпосылок создания ФПГ предъявляет определенные требования к налаживанию в них системы управления.

Создание и регистрация ФПГ контролируются Правительством РФ. По постановлению Правительства РФ эту работу осуществляет Комитет РФ по промышленной политике, который и выдает свидетельство. Вопросы создания и деятельности обязательно согласовываются с Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (сокращенно — Антимонопольным комитетом РФ) и контролируются им.

Для регистрации ФПГ необходимо передать в Комитет по промышленной политике следующие документы: заявку; договор; копии свидетельств юридических лиц, входящих в ФПГ (нотариально заверенные); организационный проект; заключение Антимонопольного комитета.

Особенность управления в ФПГ — обязательное выделение из числа участников центральной компании. Участники по обязательствам центральной компании несут солидарную ответственность. Участникам ФПГ устанавливаются определенные льготы. Деятельность ФПГ регламентируется договором. На собрании представителей участников ФПГ избирается Совет управляющих ФПГ, который решает большинство вопросов по управлению деятельностью ФПГ.

Для официально зарегистрированных ФПГ различными правовыми актами предусмотрены льготы:

1) передача государственных пакетов акций в доверительное управление;

2) зачет задолженностей участников группы;

3) предоставление государственных гарантий;

4) выдача льготных кредитов;

5) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации и накопления амортизационных отчислений;

6) право представлять консолидированный баланс. Хотя эти льготы плохо реализуются, однако они наряду с другими положительными факторами способствуют развитию этой формы деятельности организаций.

В условиях рыночной экономики в строительстве, так же как и в других отраслях хозяйственного комплекса, возникает диверсификация производства через инвестиции в различные виды ценных бумаг, в различные работы и отрасли, минимизацию предпринимательского риска, означающая одновременное развитие не связанных друг с другом производств (создание многоотраслевых компаний), расширение ассортимента производимых изделий. Диверсификация производства смягчает последствия, хотя, конечно, не является средством предупреждения перепроизводства товаров.

В широком смысле слова диверсификацию можно рассматривать как вид стратегии маркетинга, направленной на расширение числа сфер деятельности фирмы на рынках новых видов продукции, производство которой не связано с основной деятельностью фирмы.