Стресс и стрессогенные факторы в жизни ребенка

При всей опасности материнской депривации есть другие условия и факторы, которые могут негативно влиять на развитие ребенка. Этот вопрос целесообразно рассмотреть в русле обсуждения проблемы стресса и стрессогенных факторов в его жизни.

Длительное ограничение удовлетворения человеком его биологических, социальных или эмоциональных потребностей в достаточно широком круге исследований получило название стресса. Оно достаточно близко к понятию депривации. Возникновение стресса объясняется несоответствием между требованиями среды и способностями человека к адекватному реагированию на них. Основные акценты исследователей, работающих в этой парадигме, связаны с изучением появления невротических расстройств и психосоматических заболеваний. Использование понятия стресса расширяет список факторов, которые могут негативно влиять на детское развитие, и заставляет дифференцировать их стрессогенность в зависимости от возраста. Более того, это позволяет заметить, что один и тот же фактор из условия оптимального развития в одном возрасте может превратиться в стрессогенный – в другом.

В младенчестве главным фактором стресса является лишение ребенка матери или нарушение отношений с нею. В раннем возрасте качество отношений с матерью тоже существенно, но если для младенца очень важна близость матери, то теперь ребенок осваивает возможность самостоятельного существования. Заботливой хорошей матери, которая в младенчестве прекрасно удовлетворяла все потребности малыша, нужно ослабить свою опеку, позволить ребенку быть не всегда чистым, не всегда ласковым, не всегда послушным. Если мать стремится остаться в слиянии с ребенком, сохранить младенческую тщательную заботу, проявляет очень много внимания к питанию, чистоте ребенка, то тем самым она не дает ему достаточно "воздуха" для развития.

Но наиболее тяжела для ребенка ситуация, когда мать то "душит его в своих объятиях", то относится к нему не по возрасту требовательно, проявляя недовольство тем, что он не соответствует ее представлениям о хорошем ребенке. В данном случае ребенок просто не знает, чего ожидать от матери – шлепка или конфеты. Такая неопределенность является стрессовым фактором даже для взрослого и уж тем более для ребенка. В подобной ситуации возможно появление серьезных заболеваний вплоть до детского онанизма. Одно из наиболее вероятных психосоматических проявлений раннего возраста – запор. Родители на это либо не обращают внимания, либо связывают данное расстройство пищеварения с нарушениями питания. Безусловно, разовые запоры можно рассматривать именно так, но вот склонность к запорам может быть следствием эмоционального дискомфорта.

На втором-третьем годах жизни может появиться извращение аппетита (симптом Пика), когда ребенок употребляет в пищу несъедобные вещества: уголь, золу, штукатурку и т.п. У очень эмоциональных детей может возникать психогенная рвота (основанная на эмоциональном неблагополучии), у некоторых детей – демонстративная рвота (с целью привлечь внимание). Но чаще всего в этом возрасте рвота используется ребенком в качестве средства протеста против каких-либо действий родителей. Естественно, ребенок делает это неосознанно и потому наказания тут не помогут.

Частое заболевание вирусными болезнями также носит психосоматический характер. У некоторых детей подобные заболевания принимают хроническую форму (бронхит, отит и т.п.), поэтому взрослым стоит последить за тем, какие события в жизни ребенка вызывают у него болезнь.

Для дошкольников (от трех до шести лет) важнейшей становится потребность в эмоциональном контакте со взрослыми. Теперь ребенку важно не только чувствовать себя любимым, но и ощущать свое внутреннее единство с близкими людьми, иметь возможность делиться с ними своими мыслями, переживаниями; понимать, что он нужен окружающим и значим для них, что они принимают его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

В качестве стартовой для появления психосоматических симптомов может стать ситуация начала посещения детского сада. Наиболее тяжело приспосабливаются к изменившимся условиям дети в возрасте от шести месяцев до двух лет. Они труднее всего адаптируются к детскому саду и больше всего болеют. На третьем году жизни нервная система ребенка приобретает бо́льшую гибкость, организм становится сильнее, поэтому ему легче приспособиться к новым условиям. Однако для большинства детей даже после трех лет поступление в детское учреждение является стрессом. Две трети детей при этом испытывают страх, у половины наблюдаются приступы гнева. Примерно на третий день пребывания ребенка в саду отрицательные эмоциональные проявления усиливаются, снижается речевая активность: ребенок меньше и хуже говорит. У плохо адаптирующихся детей в среднем на четвертый день наступают срывы, ребенок может заболеть. Благоприятная адаптация завершается обычно в период между 11 и 24 днями после поступления в детское учреждение, хотя ее сроки могут быть и бо́льшими в зависимости от индивидуального стиля реагирования ребенка на стресс, в том числе от его темперамента. Дети с нерегулярным ритмом сна, питания, дефекации, медленным привыканием к новым видам пищи потребуют больше внимания и терпения со стороны родителей и воспитателей. Слишком резкое давление на детей в плане быстрого приспособления к детскому саду может не только вызвать у них заболевания, но и привести к формированию нежелательных проявлений: страха темноты, вспышек гнева, лживости.

Адаптация к детскому саду затрудняется, если ребенок дома привык к ласковому демократичному общению с родителями, а воспитатель склонен к авторитарному жесткому взаимодействию с детьми. У некоторых детей полноценная адаптация так и не осуществляется. Ребенок перестает болеть после смены группы или детского сада и воспитателя.

Но не только разлука с родителями может стрессогенно действовать на ребенка. Дошкольники уже хорошо ориентируются в мире человеческих отношений, которые вызывают у детей разные чувства, причем не всегда позитивные. Неумение ребенка выразить негативные чувства нередко становится причиной заболеваний.

Как отмечают исследователи, у детей дошкольного, а также школьного возраста проявления психосоматических расстройств становятся разнообразнее и сложнее. Наряду с расстройствами аппетита, тучностью, запором, недержанием кала, которые характерны для маленьких детей, могут возникнуть бронхиальная астма, расстройства желудочно-кишечного тракта, головные боли, недержание мочи, кожные поражения и другие соматические заболевания, вызванные сильными негативными переживаниями ребенка.

У некоторых дошкольников может наблюдаться лихорадка неясного происхождения: либо относительно сильное (до 39 °С) кратковременное повышение температуры, либо долгое и незначительное (37,1–37,5 °С). Подобное состояние считается неясным, если не обнаруживаются его причины – общие инфекционные заболевания или местные воспалительные процессы, либо если температура не измерялась после физической нагрузки или перегревания ребенка. Считается, что это реакция организма на какой- либо стрессовый фактор, например помещение ребенка в больницу, дискомфорт в детском саду или в семье.

Эмоционально чувствительные дети могут испытывать боли в животе. Их называют пупочными коликами, поскольку чаще всего они возникают в области пупка, но могут быть и в других частях тела. Такие боли появляются во время еды или после нее в тех случаях, если ребенок не может удовлетворить какие-либо важные для себя потребности, например, получить столько внимания мамы, сколько ему требуется.

У дошкольников, так же как и у детей более младшего возраста, может возникать психогенная рвота даже при отсутствии нарушений в деятельности желудочно-кишечного такта; обычно она провоцируется гневом или страхом. У некоторых детей рвоты могут повторяться в течение определенного времени.

Страх или другие сильные переживания могут стать причиной поноса или запора. Переживание ревности, тревоги, боязнь отрыва от близких, обида на них или других людей могут вызывать энкопрез – непроизвольное отхождение кала, когда пачкается белье или это совершается в неподходящем месте. В народе такое явление называют "медвежьей болезнью"; оно может быть как разовым, сопровождающим сильное переживание, так и повторяющимся.

Длительный эмоциональный дискомфорт может провоцировать заболевание астмой. Острый приступ у больного ребенка часто вызывается эмоциональным стрессом, в то время как положительный эмоциональный фон препятствует наступлению приступа. Нередко столь серьезный психосоматический "крик" ребенок включает в наиболее трудных для себя случаях: при разводе родителей или их постоянных конфликтах, недостаточной эмоциональной включенности их в жизнь ребенка или же, наоборот, при слишком сильной гиперопеке. Но иногда этот "крик" обусловлен особенностями самого ребенка, такими как повышенная возбудимость, чувствительность, впечатлительность, пугливость.

Для детей младшего школьного возраста серьезным стрессовым фактором становится школа. Ввиду ее особой значимости, важнейшей потребностью ребенка является наличие учебного успеха даже тогда, когда сами родители на этом не настаивают. Недостаточный успех в школе может представлять для ребенка стрессовую ситуацию. Помимо плача и капризов, в том числе нежелания ходить в школу, ребенок приобретает новый язык сообщения о своем дискомфорте – лень, а точнее, то поведение, которое этим словом обозначают. Действительно, если что-то никак не получается и это вызывает сильные переживания, то для экономии ресурсов лучше ничего не делать, не стараться, сдерживать свою активность, казаться ленивым, но не неуспешным.

Д. Н. Исаев описывает несколько причин детских проблем данного возраста[1]. Первая из них связана с самим поступлением в школу, т.е. необходимостью приспособления к новой социальной роли, школьной дисциплине, работе на уроке. Трудность приспособления зависит от того, насколько правильно взрослые готовили ребенка к школе: привык ли он к посильному труду дома, умеет ли соблюдать установленные дома правила и т.д. Важным условием успешной адаптации к школе является наличие у ребенка навыков самообслуживания. Например, ребенок, который привык убирать свою постель, игрушки, умеет самостоятельно одеваться на прогулку, быстрее усваивает и школьные требования.

Но главный потенциальный источник детских болезней, как уже отмечалось, – недостаточная успешность в школе. И здесь важно не только реальное положение дел, а то, как сам ребенок воспринимает свои результаты: доволен ли он ими или у него есть более важные заботы? А может быть, он очень сильно переживает? Тогда обучение в школе может существенно повлиять на его здоровье. Дело в том, что технизация современного общества требует усложнения учебных программ и это резко увеличивает трудность усвоения школьных знаний. Действительно, современные учебники даже для первоклассников намного более сложные, чем были еще 10 лет назад. В особенно тяжелой ситуации находятся ученики гимназических классов, элитных школ, где имеются дополнительные уроки для изучения иностранных языков, т.е. учебная нагрузка выше.

Важным стрессовым фактором в школе является присутствие в ней элементов соревновательности. Практически в любой школе в первом классе – там, где, казалось бы, нет оценок, имеются "солнышки", "тучки", "звездочки" и другие значки, посредством которых учитель оценивает успех ребенка. У тревожных или очень сильно стремящихся к успеху детей это увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств. Таким детям прямо противопоказаны конкурентные отношения. Сравнивая себя с другими, ребенок ощущает собственную малоценность, поэтому либо стремится во всем быть лучшим, либо обесценить успехи других.

Большой проблемой для ученика может стать появление у него страха перед учителем, который в этом возрасте воспринимается как "бог", т.е. является особо значимым лицом. Порог возникновения подобного страха различен. Например, особо чувствительный ребенок может испытывать сильный страх, если учитель повышает голос даже не на него самого, а на другого ученика в классе.

В ситуации особого внимания взрослых в плане возникновения психосоматических заболеваний в начальной школе должны находиться правополушарные дети и дети, которые испытывают социальные страхи.

Правополушарные дети, как правило, очень эмоционально чувствительны, и даже небольшой отрицательный стимул может быть для них источником стресса. Таким детям труднее учиться в школе, особенно в гимназии или лицее.

Дети с социальными страхами, т.е. боязнью не отвечать социальным нормам, ориентированы на достижение высокого результата в учебе, соответствие ожиданиям родителей. Если у такого ребенка что-то не получается настолько хорошо, как ему хотелось бы, это может вызвать психосоматическое расстройство. Особое беспокойство у таких детей вызывают контрольные мероприятия, поэтому накануне или во время подобных испытаний у них может сильно болеть голова, живот, появиться тошнота.

В очень сложной ситуации находятся дети, чьи родители предъявляют к ним требования, с которыми дети не могут реально справиться. Эмоционально чувствительные дети могут реагировать психосоматически на те или иные условия семейной ситуации, которые вызывают у них тревогу.

* * *

Подводя итоги обсуждению проблемы психосоматических заболеваний у детей и факторов, их вызывающих, важно отметить, что стресс – это не простое взаимодействие человека с окружающей средой, а сложный процесс, основанный на интеграции практически всех частей мозга, следовательно, он имеет и биологические и социальные предпосылки. В данном параграфе были рассмотрены социальные предпосылки стресса, потому что именно они определяют сферу деятельности психолога или педагога. В целом же проблему развития в условиях депривации необходимо рассматривать с учетом возраста ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей и условий социализации.