Лекция 15. СТРЕССЫ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
В результате изучения этой главы студенты должны:
знать
• физиологическую и биохимическую природу стрессов;
• отличие стресса от дистресса;
• представителям каких профессий угрожает "синдром выгорания";
• что такое "поисковая активность" и какова ее роль в динамике стрессов;
уметь
• объяснить основные причины профессиональных стрессов;
• предупреждать стрессы в деловых коммуникациях;
владеть
• знанием индивидуальной стратегии и тактики стрессоустойчивого поведения.
Как свидетельствует ОГЛАВЛЕНИЕ предыдущей главы, избежать конфликтов в сфере деловых коммуникаций практически невозможно. Обязательным спутником любого конфликта является стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. "Не нервничайте", "расслабьтесь" – советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только часто это не получается. Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли "сами лезут" в голову, сами собой срываются с уст резкие слова... Так ведь и до серьезного заболевания недалеко. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях: а) внятном понимании природы стресса и стадий его развития; б) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; в) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости. О том, как выполнить эти условия, мы и поговорим в данной главе.
Понятие и природа стресса
Слово "стресс" в переводе с английского означает "напряжение". В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (1907–1982), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов)[1]. Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.
По классическому определению Г. Селье, стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Термин "неспецифический" в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма. На морозе, к примеру, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличивая теплоотдачу и т.д. Это реакции – специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором – электроэнергией. Точно так же стрессорный эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфических приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.